СИТУАЦИЯ с сахаром в городе постепенно стабилизируется, хотя цены в некоторых магазинах ещё по-прежнему держатся предельно высокими.
К примеру, в «В-Лазере» утром 16 ноября сахар стоил 43 рубля за килограмм, в супермаркете «5+» — по 44,90 руб. Несколько дороже песок оказался в розничных торговых точках ИП «Курячий», расположенных на торговых базах «Камчатка» и «Прима». Здесь пятикилограммовая упаковка продавалась по 45,60 руб. за кг. А в магазине «Для Вас» (ИП «Нинадовская») сахар можно было приобрести по 46 рублей. Самым дорогим песок предлагался в супермаркете «Космос» — 55 руб., и в «Универсаме № 122» — по 60 руб.
Ажиотаж вокруг сахара, вспыхнувший искусственно, постепенно спадает, хотя горожане ещё пребывают в некоторой панике. Этому есть некоторые причины. Если проследить кривую роста, с января по ноябрь нынешнего года отпускная цена ОАО «Приморский сахар» увеличилась с 24 до 43 руб. 20 коп. за килограмм. И ниже, по словам оптовиков, она уже не опустится. Всплеск цен произошёл, но выше они вряд ли уже поднимутся. А значит, нет резона хватать песок мешками. В продаже он будет постоянно. В эти дни должны выровняться розничные цены на него.
На днях в Находку подошёл железнодорожный вагон из ОАО «Приморский сахар» почти с 60 тоннами. К концу нынешней недели придёт ещё один. По муниципальному заказу крупные оптовики приобрели для Находкинского округа два железнодорожных вагона этого продукта на Алтае. Первый вагон должен подойти примерно через неделю, второй — через три. Алтайский, по их словам, несколько слаще, но он и дороже приморского. Им традиционно обеспечивались вся Сибирь и часть западного региона России. Эта закупка поможет окончательно сбить сахарный бум и запредельно подскочившие цены в Находке и полностью удовлетворить спрос потребительского рынка.
Наряду с этим за последнюю неделю подвинулись цены в сторону увеличения и на растительное масло. По состоянию на 16 ноября в супермаркете «5+» бутылка «Маславы» (0,87 л) уже стоила 64,3 руб., по 68 руб. за литр продавалась «Золотая семечка». Самым дешёвым оно оказалось в торговом дворе «Купеческий». Бутылка «Маславы» ёмкостью 0,92 л предлагалась покупателям по 60 рублей. Самым дорогим — в супермаркете «Парус» — по 75. Масло корейских производителей, которое завозится в город в 18-литровых банках, стоит сегодня на торговой базе Североторг от 830 до 915, или 46-51 рубль за литр. В целом же, если сравнивать с июлем нынешнего года, оптовая цена на растительное масло подскочила примерно на пятьдесят процентов.
— Будет ли расти оно в цене и дальше, сказать сложно, — считает начальник управления потребительского рынка и предпринимательства администрации Находкинского городского округа Галина Корейкина. — Этого не знают ни оптовики, ни даже сами производители. Всё будет зависеть от цен на сырьё и других составляющих. Что касается розницы, то магазины не делают здесь высокой торговой наценки. К примеру, торговый двор «Купеческий» или магазин «Мясное раздолье», который работает по прямым поставкам с «Амурагроцентром», накручивают на масло от 12 до 14 процентов, но есть и такие, которые наценивают от 20 до 25 %.
Одно время на торговой базе «Камчатка» продавалось растительное масло двойного отжима, произведённое приморским крестьянско-фермерским хозяйством. Из-за хорошего качества оно всегда имело высокий спрос и ценилось на уровне оливкового. Ещё месяц назад пятилитровая бутыль стоила 250 рублей, а в последние дни цена на него подскочила до 350 руб. за бутыль. Но даже и за такие деньги стало трудно найти его в продаже.
В Находку растительное масло поставляют два основных производителя — ОАО «Уссурийский масложиркомбинат» и благовещенский «Амурагроцентр». Их соевое масло разных видов по-прежнему пользуется у потребителя высоким спросом. Среди этого разнообразия встречается и подсолнечное масло, привезённое к нам с Кубани. Но его очень мало. Поскольку нынешним летом в западных регионах стояла засуха, сырья для перерабатывающих производств оказалось недостаточно. Поэтому кубанские комбинаты выпускают его в небольшом количестве.
Растительного масла в городе вполне достаточно, чтобы обеспечить покупательский спрос. Поэтому нет необходимости закупать его упаковками и создавать искусственный ажиотаж, как это произошло с сахаром.
По мнению Галины Корейкиной, некоторые находкинские супермаркеты на фоне всеобщего повышения цен, наоборот, начали активно проводить различные социальные кампании. К примеру, «В-Лазер» организовал антикризисную акцию «Народный товар — по доступной цене», направленную на снижение цен на основные продукты питания, в том числе и на растительное масло. В других — проводятся акции «Товар дня», где покупатели могут приобрести продукты также по сниженным ценам. Это и есть та здоровая конкуренция, которая сегодня так необходима нашей экономике.
Владимир ФЁДОРОВ