Мой отец, Степан Алексеевич СУПРУНОВ, 1914 года рождения, уроженец Ростовской области села Ново-Егоровка, вырос в крепкой крестьянской семье, как написано в биографии. Родители до Октябрьской революции и после занимались крестьянством. С детства Степан познал тяжкий крестьянский труд, с братьями Алексеем, Василием и сестрой Дарьей помогая своим пращурам. Уроженцы тех мест называли себя «степняками», в хозяйстве была тягловая сила — волы да лошади.
Степняки обладали природной силой и ловкостью. Несмотря на лишения и притеснения крестьянства, страна обладала громадным людским потенциалом, готовым стать на защиту любимой отчизны по первому зову кремлевской трубы.
Это и случилось со Степаном в 1936 году. За плечами было пять классов сельской школы, удостоверение тракториста и комсомольский билет комсорга тракторной бригады. Брата Алексея призвали двумя годами раньше в РККА. Армейская служба в в/ч 5586 в авиабригаде под Житомиром, затем школа ШМАС (школа младшего армейского состава), сверхсрочная служба и в феврале 1940 года сержант СУПРУНОВ в должности командира стрелкового отделения вступил в боевые действия с белофиннами, так называемые «финские события».
Стрелковая рота по пояс в снегу, с винтовками Мосина выше порой роста бойца и лыжами, которые им выдали перед атакой, штурмуют опушку леса. В лесу снайперы — их называли ласково «кукушками» — и пулеметы с их стороны. С нашей — трехлинейки, лыжи и героизм. В этой безумной атаке Степан выжил, получив ранение, однако командовать было не кем… Об этой войне мало говорят и пишут, но она была. Были и большие людские потери. Была проба сил — одни проверяли технику, другие — людей. За финскую компанию, не войну, отец получил орден Красной Звезды. Старший брат Алексей, к тому времени политрук роты, — тот же орден Красной звезды. Посмертно.
22 июня 1941 года. Войну встретили во всеоружии — обстрелянные и подготовленные. Только враг был коварен и силен, не отдать «ни пяди советской земли» не получилось. Пока Кремль поднимал страну на подвиг, взводный СУПРУНОВ, дабы сохранить людей и себя, углубляясь в необъятные просторы Родины, при круглосуточной бомбежке, ложился на спину при подлете юнкерсов да мессеров и смотрел на свою смерть, размышляя — куда бежать от смерти и где вы, «красные соколы», так много и часто видимые в довоенной кинохронике?
Ценою неисчислимых людских потерь враг был остановлен у стен Москвы и Ленинграда. Затем у Степана была «скороспелая» офицерская школа — Житомирское пехотное училище с декабря 1941 по май 1942 года. А дальше та же война с погонами лейтенанта, в должности комвзвода отдельной роты автоматчиков 33 отдельной морской стрелковой бригады Степного фронта, по сентябрь 1942 года.
…Окопы, рвется земля и воздух от разрывов, впереди степь и пулеметы, взвод застыл в ожидании атаки… Моряки в тельниках, ленточки бескозырок в зубах, командир взвода чужак- «пехтура»- ему не доверяют… Завоевать доверие — значит, первым пойти в атаку. И он пошел, за ним «черная смерть» — так бесстрашных моряков окрестили фашисты, с оружием наперевес. Степан в этой атаке был ранен. Стоял знойный август 1942 года.
Затем были окопы Сталинграда, та же 33-я отдельная морская бригада 24 армии, но уже практически без моряков, но они ему уже доверяли, подарив тельник. Как пишет в автобиографии Степан, с 29 августа 1942 года по 28 января 1943 года — участие в боях на Сталинградском фронте. Дрались за город Сталина. Победить либо умереть в окопах, во вшах, голодные и холодные, но с несгибаемой верой в победу… и они победили. Фельдмаршал Паулюс поднял руки, как это делали мы в 41 — м.
Отец украсил свою грудь орденом Отечественной войны 1 степени и медалью «За оборону Сталинграда». Затем был 3-й Прибалтийский фронт. Морская бригада после кровопролитных боев стала ротой и вошла в состав 33-й отдельной Краснознаменной Холмской стрелковой дивизии. Сталинград Степану дал не только награды, но и партбилет за № 5367643Ю, выданный политотделом ОМСБ, собственник которого имел преимущества — первым быть расстрелянным, попав в плен, а также первым идти в атаку.
Затем был госпиталь и опять окопы, окопы,окопы — судьба «пехтуры», что и пригодилось затем на гражданке. Отец хорошо работал на земле, а я поглядывал на ордена да медали, полученные ИМИ в боях, отстоявшими Родину от «коричневой» чумы, давшими нам жизнь и восстановившими страну из пепла. Между боями была учеба в Московском краснознаменном высшем разведывательном училище, как повышение квалификации офицера и реабилитация после многих ранений.
Штык» в землю капитан СУПРУНОВ, заместитель командира стрелкового батальона, воткнул в Кенигсберге, считая, что его поколение сполна заплатило своими жизнями и героизмом Родине, украсив свои мундиры орденами и медалями за службу Отечеству. Верховный Главнокомандующий Иосиф Сталин поблагодарил за мужество и героизм великий советский народ в борьбе с фашизмом, достойным выдав медали со своим барельефом.
Степан Алексеевич попал на юг, во 2-й Дальневосточный фронт, где и встретил в Приморье свою любовь с тремя детьми, у которой муж погиб на фронте под Ржевом. В те времена это обычное дело для благородных людей. Освобождали Китай от японских захватчиков, Корею. Отец — заместитель командира стрелкового батальона по оперативной работе. С 1947 года по 1949 год — военный комендант одного из уездов города Пхеньяна Северной Кореи, где я и родился.
Затем Китай, город Дальний (Далянь) под Порт-Артуром, где мы и служили с отцом до 1954 года. В кругу своих боевых товарищей они говорили, что это была не война для них с Японией, прошедших окопы Сталинграда, а боевая прогулка. Что и подтверждал за чашкой чая мой тесть, Александр Гаврилович КОРОБОВ, боевой морской офицер-торпедист, громивший причалы Сесина и Расина в августе 1945 года.
Им была поставлена задача — обучить и сформировать Китайскую Красную армию, что и было сделано к 1954 году, в том числе и моим отцом. ККА был передан боевой интеллект и вооружение Дальневосточной армии, вплоть до табельного оружия офицера. Хрущевская оттепель осталась в памяти массовым увольнением боевых офицеров.
Мой отец трудился на предприятиях Находки, где и захоронен в 1977 году, воспитав трех приемных детей и меня, четвертого ребенка в семье. Все мы живем в Находке и трудимся на благо процветания нашего города, благодарим своих родителей, давших нам жизнь, благодарим за чистое небо над головой, мирную жизнь.
Никто не забыт, ничто не забыто. С праздником вас, ветераны, живые и мертвые. Низкий вам поклон.
Владимир СУПРУНОВ