— так написал в письме своему учителю Светлане Фёдоровне Новиковой её бывший ученик Андрей Щукалюк, ныне занимающийся в канадском городе Торонто исследованиями стволовых клеток в институте биоматериалов и биомедицинской инженерии.
«…Безусловно, наше мировоззрение, духовность, образованность и открытость, столь хрупкие и редкие компоненты нынешней жизни, явились результатом вашего энтузиазма и безусловного таланта не только как преподавателя-предметника, но и как педагога в лучшем смысле этого слова. Ваши уроки русского языка, литературы и мировой художественной литературы помогли нам, «перестроечному» поколению, найти себя в сложный переходный период времени, раскрыться, обрести надежду на лучшее…».
О подобном признании, наверное, мечтает каждый, кто трудится на поприще образования.
…Отличник просвещения, заслуженный учитель Российской Федерации Светлана Фёдоровна Новикова отдала образованию полвека. Со дня основания двадцать четвёртой школы преподаёт ребятам русский язык и литературу.
Буквально с первых минут общения с ней попадаешь, словно под гипнозом, в мир, в котором живут её ученики. Как признаётся, помнит всех, даже тех, кто был намного старше её, выпускницы Хабаровского пединститута, в находкинской вечерней школе рабочей молодёжи.
Особая веха в её учительской судьбе – шесть лет работы в школе № 18, контингент которой составляли старшие классы.
– Девятых было восемь, десятых — семь, одиннадцатых — шесть классов, — вспоминает она. – Было очень сложно, но как интересно. Мы ставили спектакли, проводили тематические вечера. Мои выпускники выбрали самые разные профессии, но, верю, все они, по крайней мере, большинство, на всю жизнь полюбили и родной язык, и родную литературу.
И клоун, и дрессировщик, и цирковая лошадь
Это изречение, которое процитировала моя собеседница, показалось жёстким: «В хорошем учителе мы ценим лучшие качества дрессировщика, клоуна и цирковой лошади, которую год за годом гоняют по кругу». По мнению Светланы Фёдоровны, несмотря на некий цинизм, суть профессии передана верно, но не согласна она с тем, что преподаватель копирует объём знаний из года в год.
— Ни на одном уроке нет повторений. Ведь с каждым новым прочтением классики всё глубже понимаешь образы, а время влияет на мировоззрение.
Не получается, сужу по опыту, без изменений методов, форм подачи материала, к тому же восприимчивость каждого класса особая, — рассуждает она. – Если сравнить моих учеников прошлых лет с нынешними, то разница существенная: те были романтиками, эти – в основном прагматики, умеющие ставить конкретную задачу перед собой и целенаправленно идти к ней. Но и у тех, и у других возможно пробудить искорку интереса к словесности. Нереально — без знаний психологии, без умения расположить к себе ученика. Обязательно — вызвать у него доверие, быть интересным для него. Да, в хорошем смысле приходится превращаться и в клоуна, и в артиста… Кстати, практика показала, что совместная творческая работа над постановками по произведениям классиков отечественной и зарубежной литературы заставляет ребят не ограничиваться страницей учебника, а искать самостоятельно дополнительный материал в разных источниках. Что важно – делают это они с удовольствием.
Увидеть в ребёнке личность
В крошечной книжечке афоризмов, которая всегда с ней, увидела запись, сделанную ученическим почерком: «Каждому следовало бы иметь такого учителя, как вы, но вы — единственная…Катя».
Учителю всегда приятно общаться со способными детьми, глаза которых зажигаются во время урока, а внимание приковано к каждому его слову. Но есть и другие, которым учёба не даётся, как говорится, с лёту. По мнению Светланы Фёдоровны, в каждом ребёнке, какими бы задатками он ни обладал, есть что-то, заслуживающее уважения.
— Конечно, работать с такими, как Андрей Щукалюк, Лёня Трофимов ( нынче доктор исторических наук, преподаёт в университете в Канаде), Татьяна Стадник (заслуженный учитель), представительница юного поколения — Катя Бондаренко.., одно, можно сказать, удовольствие. Однако не стоит, как говорится, списывать со счетов таких, как Павлик Е., который мой предмет знал на слабую троечку, но зато незаменим был в походах, уверенно вёл по тропам, здорово разбирался в травах. Вырос в моих глазах и Володя Н., тоже слабенький ученик, когда узнала о его увлечении и больших успехах в моделировании скутеров. Подобных примеров много. Такие ученики остро чувствуют отношение к себе взрослых, одно неосторожное слово и замкнётся в себе. И только доверительное отношение способно раскрыть его, когда, к примеру, задание покопаться в дополнительных источниках и написать реферат не покажется ему обузой.
Что главнее – дать блестящий урок или уметь услышать ученика, понять его детские вопросы, совместно найти пути решения возникшей проблемы? Невозможно дать однозначный ответ. Но ясно одно – школа может стать ребятам вторым домом, второй семьёй, если здесь радуются каждому их успеху, переживают за них.
Человек, который сердцем освоил науку быть учителем, не может не любить ребёнка, не считаясь со временем, выходными, праздничными днями, отдаёт всего себя детям.
Учитель – человек, ведущий за собой
В этом человеке поражает многое. Особенно – отличная память: легко, со вкусом цитирует любимого Пушкина, Анну Ахматову, а также отрывки из «Мцыри» Лермонтова, из романа Толстого «Война и мир».., изречения великих. Заразительно смеётся, когда слышит шутку.
Из отзывов словесников, работающих нынче и уже оставивших профессию, узнала, что Светлана Фёдоровна в содружестве с коллегами — Ларисой Сергеевной Трофимовой, Валентиной Михайловной Горбань и Тамарой Николаевной Тур — разрабатывала программы образцовых уроков, готовила семинары, читала лекции на курсах повышении мастерства…Словом, творческое отношение было ей присуще всегда, поэтому умела так преподнести учебный материал, что ученики запоминали тему, можно сказать, на всю жизнь.
…Удивила, вопреки расхожему мнению педагогов о негативном отношении к единому государственному экзамену, её точка зрения: «ЕГЭ даёт объективную оценку знаний, правда, необходимо усовершенствовать задаваемые вопросы, они действительно должны быть более продуманными». …Светлана Фёдоровна твёрдо убеждена в том, что обязательным для выпускников должен быть предмет истории Отечества.
— Одна из болевых точек нашей жизни – отторжение юных от прошлого, для некоторых ребят смысл существования составляют компьютер, Интернет, словом, виртуальный мир. Нельзя допустить, чтобы наши дети росли иванами, не помнящими родства. Выход из этого положения есть. Вот, к примеру, поисковая работа «Моя родословная», которую организовали наши учителя – Нина Геннадьевна Борисова и Ольга Ивановна Кузимирская. Поразительные вещи мы узнали. К примеру, о том, что прапрадеды наших нескольких учеников в период переселения весь путь из Белоруссии прошли своим ходом, останавливаясь надолго в разных местностях…И конечная точка долгой дороги оказалась здесь, у самого океана.
…Учитель — человек, ведущий за собой, — убеждена моя собеседница. Он не имеет права отставать от жизни. Он современен и интересен окружающим. Он входит в класс и даёт урок не только по теме, но и урок жизни. Многие нравственные истины, о которых говорится в школе, могут остаться для ученика абстрактными, если он не выстрадает их, не придёт к ним своим путём через открытия и разочарования. И если этот поиск начинается на уроке или в моменты общения, тогда процесс общения учителя с учеником способствует пониманию многого, что прежде казалось юноше или девушке ненужным или чуждым.
…В эти дни профессиональная деятельность талантливого учителя завершается – она уезжает из нашего города к дочери и внукам. Спросила Светлану Фёдоровну, что бы она пожелала коллегам.
– Главное – чтобы для учителя школа была тем местом, где бы он чувствовал себя комфортно, получал удовольствие от общения с детьми, всегда видел в своих учениках личность. Надо стремиться быть близким ученику, но и одновременно не забывать о дистанции.
Подлинное право на учительство – не диплом о профессиональном образовании, это призвание, главным критерием которого являются неравнодушие к чужим судьбам, высокие человеческие достоинства. Отсутствие этих качеств, конечно, не преступление, но оно создаёт почву для трагедии. Нашу профессию нельзя назвать ремеслом, скорее, это искусство. Учитель должен быть и артистом, и психологом, и духовником.
Тяжело расставаться со школой, коллегами, учениками. Но всегда буду помнить о них и… ждать писем.
Ольга ЧИКИЛЬДИНА
Фото Георгия ПАКИНА