В своем родном городе я живу 65 лет. Столько же лет нашей Находке. Четко помню, какой она была в моем детстве, юности, и хорошо осознаю, чем стала для меня в жизни. Я здесь вырос, получил образование и хорошую специальность, рабочее место в УАМР, создал семью, родил сына, построил дом, вырастил сад. Словом, выполнил всё, что положено сделать мужчине. И этот город, моя Находка, стал для меня второй родиной.
Город строился на моих глазах. И это не просто слова. В первый класс меня направили в январе 1950 года в школу на улице Луначарского, жили мы одно время у бабушки на улице Седова. Класс наш находился в подвальном помещении, а уже через два года третий класс заканчивал в школе № 10, в красивом новом здании.
Дома на улицах Луначарского и Московской росли, как грибы. Уже был построен кинотеатр «Прибой», где впервые мы посмотрели кинофильм «Тарзан». Основная моя жизнь прошла на первом участке Рыбстроя. Большими шагами шло строительство Приморского судоремонтного завода. Чтобы подготовить территорию под будущие цеха, строителям пришлось несколько лет взрывать прилегающую к бухте сопку. А сопка эта была очень красивой, с двумя вершинами.
Убрали прямую дорогу, которая соединяла первый участок со вторым и выходила в район будущей железнодорожной станции Рыбники. Подняли со дна бухты два затопленных больших парохода. Ежедневно производились взрывные работы. Днём бурили шурфы, готовили взрывчатку и уже в конце рабочего дня взрывали монолит сопки, о чём заранее предупреждали по проводному радио и удаляли население поселка на безопасное расстояние. Часто проходили и такие объявления: «Граждане! Учебная воздушная тревога!». По этому сигналу мы обязаны были покинуть свои бараки и школу.
Появлялись в небе самолеты с аэростатами на буксире, и начинала стрелять зенитная батарея у нас на первом участке. Учебные тревоги проводились до окончания войны на Корейском полуострове. После отсыпки грунтом территории начали копрами забивать сваи под причалы. Эта работа велась круглосуточно. И одновременно производились дноуглубительные работы в бухте. Грохот копров и лязг земснарядов были рабочей музыкой в те дни. А затем запел гудок заводской – сначала начал подавать свой голос судоремонтный завод № 4 на 44-м участке, а потом включался рыбный порт.
Через несколько лет к ним присоединился гудок Приморского судоремонтного завода, который мы стали считать своим. Он оповещал о начале и конце рабочего дня, начале и конце обеда, и это дисциплинировало.
В середине пятидесятых годов запустили морские трамваи по нашей бухте. Пассажирские линии соединили морской вокзал с мысом Астафьева, УАМР и второй участок. Они были большим подспорьем по доставке рабочих на предприятия. Такие же линии соединили нашу Находку с бухтой Козьмина, Тафуином, островом Путятина и Владивостоком. И ещё одна линия работала на Преображение. Просуществовали эти перевозки до середины шестидесятых.
В первой половине пятидесятых проложили первую железнодорожную ветку до станции Рыбники и пустили несколько пассажирских вагонов, и ещё более ожил наш угол. В городе появился кинотеатр «Строитель», будущий «Буревестник». Построили кинотеатр «Спартак», Дом культуры моряков, кинотеатр «Альбатрос» на улице Молодежной, Дом культуры рыбников и Дом культуры имени Юрия Гагарина. А до этого мы бегали в клуб в поселок Известковый или на второй участок, где клуб размещался в большой брезентовой палатке на улице Парковой.
После перевода нашей мореходной школы в новое здание на Находкинском проспекте клуб у нас аннулировали, но затем по инициативе киномеханика Вениамина ПЕРЦЕВА и его жены Александры в одном из бывших складов рыбкоопа открыли небольшой кинозал, который просуществовал непродолжительное время.
Уже хорошо был застроен район улицы Московской (Ленинской), второй и третий участки, район нынешней площади Совершеннолетия. Большое внимание уделялось частному домостроению, не отставал от остальных участков и наш первый. Появились улицы Омская, Томская, Репина, Ремесленная, Чайковского. На улице Омской управление активного морского рыболовства построило первые двухквартирные жилые дома. В доме № 1 получила квартиру семья нашего соседа по бараку Николая ХРАМЕЕВА, который был хорошим токарем на плавмастерской «Суппорт» УАМР. И здесь же мы впервые у него увидели телевизор КВН-49 с расплывчатым изображением телепередач на маленьком-маленьком экране. Всё это было.
Бытовые условия у нас были, как и у всех — жили в бараках, в тесноте да не в обиде, и каждая семья имела свое хозяйство: коров, коз, домашнюю птицу и, конечно же, огороды. Всё у нас было, а вот бани на участке не было. И приходилось ходить сначала в поселок Известковый, это будущий поселок Рыбак, а потом построили современную баню на втором участке.
Первое время рабочие Приморского СРЗ после работы ездили в автобусах и на поезде в грязной робе, создавая массу неудобств окружающим. Но вскоре на заводе запустили душевые, в цехах поставили сатураторы для питьевой воды. И зажили судоремонтники красиво. В управление активного морского рыболовства стал интенсивно поступать крупнотоннажный флот, который привозил из районов промысла выловленную рыбу, требующую дальнейшей отправки по железной дороге.
Появились новые холодильные установки в рыбном порту, расширились подъездные пути на станции Рыбники, где формировались рефсекции для транспортировки рыбопродукции по стране. Началось строительство жестянобаночной фабрики на мысе Линдгольма, кстати, самой крупной в нашей стране. Расширялся и увеличивал свою мощность Приморский СРЗ. Суда рыбопромыслового и рыбообрабатывающего флотов требовали ремонта.
В Дальневосточном мореходном училище появился факультет судоремонта, который начал готовить специалистов для завода. Для быстрорастущего коллектива завода требовалось много жилья, и на его территории построили и запустили в эксплуатацию свой КПД-35. Город рос на глазах. Рейсы у рыбаков были продолжительные, и, возвращаясь в родной город-порт, они видели – он уже открывался с появлением мыса Поворотного. Дошел до Поворотного – значит ты уже дома.
И вот он, наш родной город тех лет. Приезжающих со стороны Владивостока на автомашине уже с перевала встречают суда на рейде. Спустился с перевала — ты уже дома. А когда возвращаешься из поездки со стороны Партизанска, то наш город открывается с панорамы острова Лисий. Конечно, сначала появляются наши знаменитые сопки Брат и Сестра, но они проходят слева от тебя, а впереди, прямо перед глазами хорошо смотрится остров Лисий. Ты – дома.
Сейчас город стоит чистый, красивый, весь в цветах, с блеском куполов собора на сопке Тобольской, выросший и вглубь, и вширь. Очень замечательный. Но в памяти он остался таким, каким был. Наш город – город рыбаков, моряков, портовиков, судоремонтников. Город на краю земли нашей, на берегу великого океана. И недаром сказали: «Находка, твоими глазами Россия глядит в океан».