Компания «Восточно-Уральский терминал» за пять месяцев текущего года перевалила через свои производственные мощности 1 млн 450 тыс. тонн твёрдого топлива и к концу нынешнего года планирует выйти на уровень примерно три с половиной-четыре миллиона тонн. Коллектив угольного терминала уверенно движется к обозначенной в 2012 году цели: в три ближайших года объёмы перевалки увеличить как минимум в три раза. На что рассчитывает руководство терминала? Какие задачи ставит перед собой предприятие на ближайшие год-два? На эти и другие вопросы мы попросили ответить генерального директора стивидорной компании ООО «ВУТ» Сергея ВОСТРИКОВА.
— Два года назад в интервью городской газете «Находкинский рабочий» я пообещал, что в ближайшие три года объёмы перевалки угля через мощности нашего терминала увеличим в три раза. И мы достигли этих показателей, из года в год планомерно наращивая объёмы. 2012 год, когда мы впервые начали работать с углём, был не показательным. Нам удалось перевалить всего 380 тысяч тонн, а среднесуточная норма выгрузки составила 50 вагонов. В 2013 году эти показатели превысили в несколько раз, осуществив перевалку 1 миллиона 100 тысяч тонн угля и достигнув среднесуточной нормы 80 вагонов. В прошлом году году компания вышла уже на рубеж 2,1 миллиона тонн, доведя среднесуточную подачу до 200 вагонов в сутки. За пять месяцев текущего года нам удалось перегрузить 1 млн 450 тыс. тонн твёрдого топлива. Перед коллективом поставлена стратегическая задача к концу года выйти на показатель три с половиной-четыре миллиона тонн.
Задача непростая, но выполнимая. Её решение зависит от многих факторов: чёткого соблюдения графика отгрузки угля шахтёрами, соблюдения сроков перевалки на терминале из вагонов на морские суда, следования поездов с грузом в пути по графику, и самое главное – растущих потребностей в угле на рынке сбыта. Если хоть одно звено из этой сложной цепочки начнёт давать сбои, это сразу может сказаться на всех участниках производственного процесса. На что рассчитываем, ставя перед собой такие смелые ориентиры? Прежде всего, на те объёмы поставок угля, которые подтверждены нашими контрагентами.
Всё необходимое для достижения обозначенных рубежей у коллектива есть: современные технологии и спецтехника, накоплен определённый опыт работы с навалочными грузами, на терминале трудятся лучшие, на мой взгляд, докеры-механизаторы в крае. Сегодня здесь занято 170 человек, коллектив дружный и работоспособный. Из года в год предприятие работает стабильно и прибыльно.
В последнее время плотно сотрудничаем с тремя основными поставщиками, с двумя из которых заключены долгосрочные контракты, превышающие два миллиона тонн. Есть несколько и краткосрочных контрактов. Основное экспортное направление – страны Юго-Восточной Азии. В частности, Китай потребляет примерно 70 процентов наших объёмов, Южная Корея – 18, на долю Японии приходится около 12.
Это высокоэнергетические марки угля, которые используются за границей в основном для работы доменных печей. Вообще, Китай традиционно импортирует очень много угля, в том числе и российского. И не только с целью удовлетворения потребностей внутреннего рынка, но и перепродажи его в другие страны АТР, к примеру, в Индонезию и Филиппины.
— «ВУТ» ассоциируется как исключительно угольная компания. Или есть возможность перерабатывать на ваших производственных площадях другие грузы?
— «Восточно-Уральский терминал» не принадлежит ни к одной из угледобывающих организаций и входит в группу компаний «Трансхимэкспорт». Кроме твёрдого топлива, через наши мощности можно переваливать и такие навалочные грузы, как песок, щебень, железнорудный концентрат, а также щепу, древесину, пиломатериалы… Имеется лицензия на переработку химических удобрений. Перевалку через производственные мощности можем осуществлять не только мы, но и любые другие компании, независимо от того, являются они нашими партнёрами или конкурентами. Будет спрос у наших зарубежных партнёров, номенклатуру грузов можно расширить ещё. Все возможности у предприятия для этого есть.
— Сергей Михайлович, какую планку по переработке каменного угля ставите перед собой на будущий год?
— Выйти на показатель пять миллионов тонн. Параллельно планируем продолжить реконструкцию терминала. На прошедшей недавно в Москве выставке «Транс Раша» наша компания представила стенд о своей деятельности, а в переговорах много внимания было уделено предполагаемой реконструкции и модернизации терминала, улучшению его пропускных способностей. Что под этим подразумевается? Прежде всего, запуск второго фронта выгрузки, существовавшего еще при щеповом комплексе, на базе которого и создано наше предприятие, но впоследствии законсервированного за ненадобностью.
Сегодня силами находкинской компании «Дальмормонтаж» здесь выполняются ремонтно-восстановительные работы, устанавливаются дополнительные бункера, конвейеры и магнитные сепараторы. Магнитной сепарации, или очистке каменного угля от посторонних примесей, на предприятии уделяется большое значение. Высокая очистка – наш козырь, наш конёк. Это то, что мы делаем очень качественно и чему уделяется пристальное внимание.
— Улучшая конвейерную конструкцию производства, подумываете ли о закупке дополнительной техники?
— На выгрузку угля из железнодорожных вагонов спецтехники у нас вполне достаточно, а вот погрузочные машины производству просто необходимы. Уже подписан договор на покупку четырёх фронтальных погрузчиков с объемом ковша 10 кубических метров. Ведутся переговоры по приобретению новой судопогрузочной машины и основного конвейерного оборудования, с помощью которого возможно не только улучшить производственные показатели терминала, но и существенно облегчить труд наших работников.
— Вы руководите предприятием четыре года. За это время из небольшого терминала, начинавшего перевалку всего-то с 400 тысяч тонн угля в год, предприятие выросло почти в четырёхмиллионник. С чем связываете такой скачок в объёмах?
— Прежде всего, с взаимопониманием между коллективом и руководством терминала, нашими учредителями. Если есть общие цели, тогда правильно и оперативно решаются поставленные задачи. На терминале сформирована хорошая команда, но стремлюсь к тому, чтобы создать и организовать отличную команду. В планах — привлечение на производство молодых и перспективных специалистов, реализация намеченных планов по реконструкции и модернизации производства, увеличение объёмов перевалки.
— Как решаются на производстве вопросы социальной политики?
— «Восточно-Уральский терминал» – прозрачное предприятие как для налоговых, так и социальных структур. Один из важнейших социальных вопросов, который на сегодняшний день положительно рассматривается руководством компании, — строительство общежития для работников терминала.
— Общежитие в наше непростое время? Не рискованно ли?
— Такова наша позиция. В ближайшей перспективе придётся привлекать для работы на производстве молодых специалистов из других регионов. Многим из них нужно будет предоставить место для проживания. Поэтому и возникла задумка построить малосемейное общежитие на 100-120 мест. Очень хочется, чтобы наши планы, как социальные, так и производственные, осуществились. Два года назад я говорил, что увеличение роста объёмов перевалки угля через наши мощности в три раза – реально, а сегодня говорю, что это уже не предел.
— Вопросы экологической безопасности и охраны труда – одни из главных на любом производстве. Какое внимание им уделяете вы?
— Экологии уделяли и впредь будем уделять большое внимание. В настоящее время две трети угля на терминале хранится в закрытых складах, благодаря чему угольная пыль не разносится ветром и не попадает в окружающую среду. Установили дополнительные фильтры, улучшили систему работы очистных сооружений, улучшили бытовые условия рабочих. Поступающий на терминал уголь по крытым конвейерным линиям подаётся на судопогрузочные машины с локальной системой орошения, затем через специальные закрытые рукава движется в трюмы судна. В ближайшее время планируем приобрести ещё несколько аналогичных машин. При такой технологической цепочке выброс угольной пыли в окружающую среду практически отсутствует. В целях экологической безопасности приобрели и ввели в работу орошающие установки для пылеподавления в летний период и снежные пушки — зимой.
— Сергей Михайлович, недавно вы награждены Почетной грамотой губернатора Приморского края.
— Да, это так. Рост предприятия очевиден, при этом мы уделяем особое внимание охране труда и охране окружающей среды. Почётная грамота доказывает, что наш терминал стал более заметным в Приморье, чем три-четыре года назад. В свою очередь хочу заверить руководство администрации края, что мы будем и впредь делать всё возможное, чтобы, повышая производительность труда и увеличивая рост объёмов перевалки угля, не снижать при этом уровень охраны нашей чудесной флоры и фауны.