Наши рыбацкие будни

два тралаНакануне профессионального праздника – Дня рыбака — мне хочется рассказать о людях этой нелегкой профессии, посвятивших всю свою жизнь тяжелой работе на судах промыслового флота Находкинской базы активного морского рыболовства.
Старший мастер добычи от бога Юрий Евгеньевич БЕЛОВ. Тралы разных модификаций он знал назубок и сам их шил. Приведу только два эпизода из его промысловой деятельности на ТПР «Скрыплев». Начало 1974 года, на добыче пристипомы тяжелая обстановка. Рыба есть, но взять её невозможно, грунт – сплошные скалы, на которых уже лежит не один десяток тралов. В один из дней после обеда, когда капитан Эдуард Иванович ШИТОВ и его старший помощник Василий Прокопьевич КОВТОНЮК отсутствовали на мостике, Юрий Евгеньевич предложил вахтенному второму помощнику капитана Валентину Алексеевичу СУШКО пройти с тралом по этой тяжелой дороге и взял всю ответственность на себя.
Сам сел за фиш-лупу — электронный мозг эхолота, фиксирующий запись рыбных скоплений на грунте и в толще воды, — и попросил выполнять все его указания по режиму движения судна. И мы прошли этот путь! Трал выбрали, целый, без единого порыва, но поднять его на борт судна сразу не смогли. Он так был набит рыбой, что две команды добытчиков провозились с ним несколько часов для того, чтобы вылить на палубу. Старший мастер добычи хорошо знал свой трал и смог провести его по грунту так, что позволило и рыбу взять, и трал не порвать.
Следующий эпизод был в 1975 году. На переходе в район промысла у острова Кергелен Юрий Евгеньевич попросил капитана позволить ему сшить новый трал-самолов (как он его сам назвал). И сшил со своей командой в течение 24 суток перехода. Лучше нас в районе никто не ловил. А до этого Юрий Евгеньевич был награжден орденом Трудового Красного Знамени за работу на БМРТ «Тайшет» под командованием капитан-директора Евгения Николаевича ПЕТРОВА.
После завершения промысла пошли в порт Сингапур на ремонт. Там наш экипаж оказал большую помощь посольству Советского Союза, которому местные власти выделили новое помещение. На территории посольства боцман Ярослав Федорович ГОЛИНСКИЙ, кавалер ордена Трудовой Славы, со своей командой подготовил и установил новую мачту для государственного флага.
Старший механик Аркадий Максимович ЗОРИН со специалистами машинной команды отремонтировали рейдовый катер посольства. На торжественное открытие и подъём флага СССР были приглашены капитаны всех наших судов, стоящих в порту Сингапур.
Были в наших рыбацких буднях и невеселые истории. В 1983 году РТМ «Калиново» был направлен в экспедицию в район Новой Зеландии. Командовал судном капитан-директор Владимир Калистратович КОТЛЯРОВ. Промысловая обстановка была нормальная, работали хорошо, но вот с перегрузом возникли сложности.
Все суда БАМР были закреплены за совместными компаниями, а вот «Калиново» пришлось работать по лицензии. Что это значит? Все уходят на перегруз в порты Новой Зеландии через каждые две недели, а ты стоишь и ждешь, когда же придет перегрузчик из Приморья. Представляете, что должен чувствовать капитан, ответственный за безопасность судна, за выполнение плана по добыче, у которого 80 членов экипажа? Это очень тяжело — стоять в ожидании перегруза две-три недели. Но стояли и ждали.
В море было много интересных встреч, в частности, по линии культурного обмена. В феврале 1970 года тунцеловная база «Ленинский луч» возле острова Сокотра (это район Аденского залива) встретилась с эскадренным миноносцем, на борту которого находился коллектив Тихоокеанского ансамбля песни и пляски. Так вот, он выступил с концертом перед нашими рыбаками!
Все, кого я упомянул в своих воспоминаниях, прошли курс обучения в нашем Дальневосточном мореходном училище и всю жизнь проработали на одном предприятии – Находкинской базе активного морского рыболовства. Наверное, у каждого рыбака есть что вспомнить из своей жизни. Поделитесь! Поздравляю всех с нашим профессиональным праздником — Днем Рыбака. Это слово я не просто пишу с большой буквы. Рыбак – он ведь дважды моряк!

Валерий ЧЕРНИКОВ
Запись опубликована в рубрике События, факты. Добавьте в закладки постоянную ссылку.