Более 500 человек из Находки и Партизанского района стали участниками завораживающего сказочного действа в славянском стиле – праздника Ивана Купалы. Значительную часть гостей праздника составляли семьи с детьми.
В традиционных купальских обрядах, известных во всём славянском мире, помогли разобраться режиссёр праздничных мероприятий этнограф, кандидат культурологических наук Елена ЧУБРИК, соавтор сценария кандидат наук искусствоведения Анна ЧЕРНОВА и ребята-подростки, отдыхавшие в это время в археологическом лагере «Палеодеревня».
«Концепция праздника традиционная – празднование середины лета, ведь день Ивана Купалы (после принятия христианства — Иванов день) — это макушка лета, в это время солнце поворачивается «на зиму» и день начинает укорачиваться, – делится замыслом сценария Елена Олеговна. – В этот день на нашей поляне палеодеревни гости смогли принять участие в групповых массовых мифологических играх, поводить хороводы, поучаствовать в водных и огненных ритуалах славян: очищения от хворей, поминовения предков, пополнения жизненных сил. а в конце загадать сокровенное желание».
В центре мероприятия – небольшая театрализованная постановка силами ребят палеодеревни, в основе которой лежит миф о Костроме и Купале, а также о боге Яриле, который воплотил в себе представления наших предков о весеннем свете, юной стремительной силе и любовной страсти. Обряд похорон Костромы и Ярилы наблюдался во многих русских, украинских и белорусских деревнях. Организаторы, пытаясь синтезировать древние традиции и новые взгляды на жизнь, показали легенду в доступном виде для современного человека.
Гости палеодеревни провели вечер в компании домового Банника, который сам сказывал и другим предлагал, не только людей в бане «парил», но игрищами развлекал; Жар-птицы-веселицы, которая добрым людям о Костроме да Купале сказывала, а они в ответ на свирелях да бубнах наигрыши наигрывали. Русалки водили свои призывные русальи танцы, зазывали сильных парубков да девушек-молодушек в магические купальские хороводы. Сам бог Ярило вышел к людям, чтобы поведать о традициях и обрядах Ивановской ночи. Наплясавшись в хороводах магических, зажгли костры ритуальные, стали Кострому да Купалу почитать, а потом и через костры парами прыгать.
А когда тьма сгустилась, спустились девицы красные к ручью и вручили воде свою судьбу вместе с цветочными венками…
— Во время этого праздника я как будто соприкасался с наследием наших предков-славян, – рассказал Олег МИРОНОВ, бывший в образе Ярилы, – и чувствовал себя проводником их верований и традиций. Я старался всё это пропустить через себя и передать окружающим.
— Я участвовала в сценарии, помогала раздавать ритуальную пищу, водить хороводы. Не думала, что праздник будет таким масштабным. Мне понравилось прыгать через костёр, было совсем не страшно и хочется повторить волшебные ощущения, – уверяет Вероника ТЕРЕХОВИЧ.
Впечатлениями от завораживающего действа поделились как маленькие участники праздника, так вполне зрелые.
Мне очень понравился этот праздник, – делится впечатлениями девятилетний Даниил ЯКОВЛЕВ. – Я побывал в гостях у домового, стрелял из лука, водил хоровод. Хочу приехать ещё раз.
Я на этой площадке во второй раз, – рассказывает Таня КАЛИНОВИЧ, 17 лет, из посёлка Врангель. – Всё вызывает удивление и восторг. А то, что здесь прививают любовь к славянским традициям, выше всяких похвал. Я вот сплела венок, ведь это традиционный элемент женской одежды на празднике Ивана Купалы.
Моя дочь являлась участником сценария на этом вечере, поэтому я тоже решила посетить палеодеревню, – улыбается из-под роскошного венка Кира ТЕРЕХОВИЧ из Находки. – В моём роду есть белорусские корни, поэтому мне было очень интересно познакомиться с традициями восточных славян. Заинтересовали также мастер-классы, например, быт славянок-переселенок, в общем, и ткачество, в частности.
— А у нас был коллективный выезд с детьми, – радостно сообщают Вера ВАГАНОВА и Татьяна из Находки. – Мы представляем компанию ООО «Ротекс». Нам и детям очень понравилась организация мероприятия. Мы плели венки, делали обереги, стреляли из лука, водили хороводы, прыгали через костёр, в общем, приобщались к нашим древним традициям.
Поехал на праздник только потому, что увлекаюсь русской историей, – поведал сорокалетний Александр из Врангеля. – Ознакомившись с литературой по традиционным славянским обрядам и праздникам, могу сказать, что на этой площадке достаточно точно воплощается идея купальского праздника – очищение тела водой, огнём и лечебными травами через игру. На голове у меня мужской венок – из листьев дуба.
В завершение хочется выразить благодарность тем людям, которые подарили настоящую Купальскую ночь гостям. Это работники, вожатые и воспитанники «Палеодеревни»: Ольга СВИСТОВА, Елена ЧУБРИК, Ольга ТЮКАВКИНА, Елена ВОРОНКОВА, Марина КАПЛИНА, Вячеслав ПЕТРОВ, коллектив студии индийского танца «АРУНА» (руководитель Ольга КРУТИКОВА), Савелий ЛЕКСИН, Олег МИРОНОВ, Семён АГАПИТОВ, Сергей СУЧКОВ, Илья ЛЕБЕДЕВ, Арина ЧУБРИК, Антон НУРГАЛИЕВ, Маргарита ЛУГАНСКАЯ, Вероника ТЕРЕХОВИЧ, Иван ГОРОДЕЦКИЙ и многие другие.
Из истории празднования:
Иван Купала – древний народный праздник языческого происхождения, называемый так у восточных и западных славян. Иван Купала (также Иванов день) имеет старинную традицию празднования под близким национальным названием практически по всей Европе – в России, Белоруссии, Украине, Польше, Литве, Латвии, Эстонии, Испании, Португалии, Норвегии, Дании, Швеции, Финляндии, Великобритании. Солнце в Древней Руси было языческим божеством, ему поклонялись. Слово «купало» было эпитетом солнца и означало существо сердитое, гневное, горячее.
Изначально, до распространения христианства, праздник был связан с летним солнцестоянием (20-22 июня). C принятием христианства обрядовая часть праздника была приурочена ко дню рождения Иоанна Крестителя – 24-го июня (по новому стилю с 6 на 7 июля). В начале ХХI века праздник в России стал возрождаться.
Отличительные обряды этого празднества: зажжённые костры, песни, игры, перепрыгивание через огонь и крапивные кусты, купание ночью в росе, а днём в реках, пляски вокруг дерева марины (на Украине) и погружение его в воду, сбор лекарственных трав, поиск цвета папоротника, а также поверье о полёте ведьм на Лысую гору.
Ольга ГОРЕЛОВА, член клуба «Находкинский родовед»