Юнга огненных рейсов

DSCF4522О войне можно говорить стихами, песнями, прозой. На уроках истории мы знакомимся с именами великих полководцев, флотоводцев, героями фронта и тыла. А мне захотелось рассказать о судьбе простого русского человека, солдата, всем сердцем любившего свою Родину, имя которого вписано в историю Великой Отечественной войны. Рассказ пойдёт о Владимире Ульяновиче БЛИЗНЮКЕ, юнге огненных рейсов.

С начала войны большинство моряков Дальневосточного пароходства были призваны в армию. Стала ощущаться нехватка рабочих рук на морских судах: не хватало кочегаров, матросов, машинистов. Чтобы решить эту проблему, правительство СССР приняло постановление об открытии краткосрочных мореходных школ прямо на кораблях. Туда принимали всех желающих сначала с 14-ти лет, а затем и с 12-летнего возраста. Вот эти подростки и стали юнгами огненных рейсов. Одним из них был мой земляк Владимир Ульянович БЛИЗНЮК.
Он родился в 1928 году в Киевской области. Приехал в Приморский край вместе с родителями по оргнабору. Его отец сам являлся организатором вербовки. Рос Володя в большой семье, где было шестеро детей, после войны родилась ещё сестрёнка. Всей семьёй они приехали в село Новицкое, отца сразу отправили на фронт, а Володя и его старшая сестра Мария решили работать.
Вот что рассказывал сам Владимир Ульянович: «Машенька пошла в пошивочную мастерскую в селе Николаевка, а я — учеником слесаря в авиационные мастерские, да ростом не вышел, ставил ящик под ноги, чтобы достать до слесарных тисков. Оформились и в школу, но трудно было ходить с сестрой каждый день туда и обратно семь километров, только и успел четыре класса окончить». И далее продолжал: «В селе работы много, на весь день – и за плугом ходил, и в сенокос, а вечером бегали по селу ребята и проверяли светомаскировку».
Отец после сражения на Орловско-Курской дуге вернулся домой инвалидом, и Владимир принимает решение заменить его на фронте. Сбежал с друзьями, да недалеко. На ближней станции под Уссурийском сняли их с поезда. Начальник милиции, куда доставили беглецов, построил их и строго спросил, куда это они собрались. Мальчишки гордо ответили: «На фронт!». Вернули горе-вояк домой, но они вновь сбежали. Только уже не на фронт, а в мореходную школу. Правда, пришлось Володе солгать, что закончил семь классов, а не четыре. И его приняли. Уже через два месяца он стоял в отделе кадров Дальневосточного пароходства, где ему выдали пропуск на пароход «Сухона». Юнгой он на этом судне совершил шесть рейсов.
Доставляли грузы из Америки. Кем только не пришлось побывать юному Володе – драил палубу, чистил картошку на камбузе, кочегарил, а также числился вторым номером у пулемёта. А ещё стоял на руле, был вперёдсмотрящим. Не боялся качки и не страдал морской болезнью. Самыми тяжёлыми и опасными из шести рейсов сам Владимир Ульянович считает два. Однажды в Охотском море «Сухону» одновременно с двух сторон атаковали две подводные лодки. Капитан дал команду сбросить две глубинные бомбы и прибавить скорости. «Лодки исчезли или отстали, или мы их затопили, так и не знаю», — вспоминал наш герой. В пос­ледний рейс из Балтимора «Сухона» при­везла груз во Владивосток — танки, само­леты, студебекеры, продовольствие — все это надо было доставить в Архангельск по Северному морскому пути. Сформировал­ся караван из нескольких судов, которые сопровождали два ледокола — «Северный полюс» и «Северный ветер». Но «Сухона» попала в аварию. Судно получило пробоину. Хотя аварийные меры были приняты сразу, вода при­бывала, и было решено всех женщин и подростков перебросить по тросу на ле­докол…
Хоть и интересно было в Аме­рике (Владимир Ульянович побывал в Ланчино, Портленде, Сиэтле, Балтиморе и дважды в Нью-Йорке), но долго там нахо­диться ему было трудно, какая-то тоска наваливалась, скорее бы загрузиться и — домой. И на душе становилось легче, когда приходили в нейтральные воды, слышали голоса наших радиостанций, песни Уте­сова…
В 1944 году Владимиру исполнилось 16 лет и в судовой роли обозначили его должность – матрос 2-го класса. Это был последний рейс: на подходе к Диксону узнали о победе. В августе 1945 года молодой юнга БЛИЗНЮК принял участие в доставке военного десанта в Сейсин. После войны повзрослевший Володя вернулся домой в Приморский край, где жил, женился, вырастил троих дочерей, которые подарили ему замечательных внуков. Владимир Ульянович награждён медалью «За победу над Японией», орденом Оте-чественной войны 2-й степени, нагрудными знаками «Юнга огненных рейсов», «Участник морского конвоя» и многими другими. Награды хранятся в семейном архиве и будут передаваться из поколения в поколение.
Нас, молодых, всегда поражает эта энергия, жизнелюбие наших ветеранов. Откуда? Столько пережили, столько видели горя, потерь самых близких людей! И я, кажется, знаю причину этого феномена. Эти люди — глубоко и искренне верующие в Бога, в своё Отечество. Они всегда готовы прийти на помощь и отдать жизнь «за други своя…». Им не надо искать смысла в жизни и национальные идеи. Православие, почитание родителей своих, старших, любовь ко всему и ко всем – вот их жизненная позиция. И никакая экология и неблагоприятные условия не влияют на их оптимизм и долголетие. Именно таким человеком и был Владимир Ульянович БЛИЗНЮК.
В 2013 году закончился земной путь этого необыкновенного человека. Когда я учился в седьмом классе, Владимир Ульянович был почётным гостем у нас на классном часе, и я счастлив, что лично знал его. В школьном кабинете истории хранятся копии фотографий, которые он приносил тогда на встречу с нами. Снят видеоролик о юнге «Помним!», и мы демонстрируем его для ребят. В годовщину празднования 70-летия Великой Победы дочь нашего героя Валентина Владимировна несла его портрет в колонне «Бессмертного полка».

Сергей ТЕ, пресс-центр МБОУ «СОШ №19 «Выбор»
Запись опубликована в рубрике Страницы истории. Добавьте в закладки постоянную ссылку.