О лётчиках «Каталины» 70 лет спустя

217День 9 августа 1945 года в Приморье, по данным военных метеосводок, был не менее пасмурным и дождливым, чем день 9 августа 2015-го. Кажется, сама погода через 70 лет напомнила нам о тех временах, когда до беззаботной и тихой жизни послевоенного времени, которой мы живём сейчас и надеемся, что будем жить всегда, была другая – трудная, героическая, скорбная. Но именно она является для всех нас, ныне живущих, эталоном самоотверженного труда и настоящей любви к Родине, которая связана с чувством родства со своими предками, краем и страной.
Погода 9 августа 2015 года в бухте Спокойной действительно не была солнечной. В этот памятный день, ставший 70 лет назад началом освободительной войны советского народа против японских милитаристов, около могилы и стелы погибшим членам экипажа гидросамолёта PBN-1 Nomad («Каталина») 3-й авиаэскадрильи 16-го морского дальнеразведывательного авиационного полка ВВС ТОФ состоялся субботник и митинг.
Напомним, что гидросамолёт производства США, поставленный в СССР по ленд-лизу и числившийся в 16-м авиаполку под 25 номером, потерпел крушение в море около входа в бухту Спокойную 10 августа 1945 года. Он возвращался на базу в бухте Суходол из района восточного побережья Кореи, где выполнял разведку кораблей и транспортов противника на коммуникации Расин – Сейсин – Юки. Эти суда были объектами для наведения сил ударной авиации ТОФ с целью предотвращения переброски с японских островов на материк резервов противника и эвакуации через корейские порты в Японию оборудования, вооружения и японских воен-ных с их семьями. Самолёт с семью членами экипажа ушёл восточнее Суходола и по неизвестным причинам потерпел крушение.
Через 10 дней тела четырёх членов экипажа были опознаны и захоронены на берегу бухты Спокойной. Вечный покой обрели командир отряда капитан Иван Васильевич ФРОЛОВ, посмертно награжденный орденом Отечественной вой-ны I степени; штурман отряда лейтенант Александр Иванович ШЕСТАКОВ; техник бортовой техник-лейтенант Пётр Иванович МИРОШКИН; воздушный стрелок-моторист старший краснофлотец Константин Михайлович ДЕВЯТКОВ. Тела троих членов экипажа: лётчика младшего лейтенанта Виктора Павловича ВЕДЕРНИКОВА, радиста-оператора радиолокационной установки сержанта Анатолия Владимировича ЯНЧУКА, воздушного стрелка сержанта Ивана Михайловича КОРСУНСКОГО — найдены не были.
В 1977 году по просьбе Анатолия Ивановича ШЕСТАКОВА, брата погибшего штурмана, комсомольцы Находкинского морского торгового порта организовали поиск заброшенного с годами захоронения, который увенчался успехом. 24 октября 1982 года состоялось открытие стелы погибшим лётчикам, построенной молодыми портовиками и курсантами ПТУ№14. Это уже история. Но и сегодня память о погибших летчиках жива. Как и в прошлом году, 9 августа на месте захоронения собрались краеведы, строители памятника Игорь Иванович КОСМЫНИН и Игорь Александрович СОЛОМОНОВ, бывшие учащиеся школы №18 посёлка Врангель, а ныне студенты краевых вузов Александр АХМЕДЗАДЕ и Валентин СМИРНОВ. Но самым примечательным стало то, что впервые к могиле экипажа гидросамолёта из Санкт-Петербурга приехали племянник лётчика В.П. Ведерникова – Алексей Владимирович ВЕДЕРНИКОВ с супругой Ольгой Владимировной, дочерью Анастасией Алексеевной, тётей (сестрой матери) Людмилой Гаврииловной ЯКОВЛЕВОЙ, племянницей — Мариной Сергеевной ИВАНОВОЙ.
Митинг в память о 70-летии начала советско-японской вой-ны открыл заместитель председателя контрольно-ревизионной комиссии крайкома КПРФ и первый секретарь партизанского райкома КПРФ Виктор Григорьевич ЛЯСУН. Он отметил, что подвиг, совершённый нашими дедами и прадедами, действительно бессмертен и тот, кто попытается опровергать этот факт, совершает насилие над собой. Память об этой великой войне, в которой представители разных народов смогли остановить человеконенавистническую психологию и идеологию, должна быть сохранена.
На митинге выступили депутат находкинской городской думы Эльсевар Октаевич ГАБИБОВ, члены клуба «Находкинский родовед» Виктор Петрович ГОРДЕЕВ, Эмилия Михайловна ПАРАХИНА, Мария Антоновна ИВАНОВА, специалист по обеспечению сохранности памятников культурного наследия музейно-выставочного центра Находки Ирина Владимировна ПАРФЕНОВИЧ. Но самым главным и ожидаемым было выступление членов семьи Ведерниковых.
— Это наша память. Мы должны всегда помнить людей, отдавших жизнь за нас, за то, что мы живы, — сказал Алексей Владимирович. — Мне первому из нашей семьи довелось приехать сюда. По Интернету долго и тщетно искал хоть какую-нибудь информацию о брате моего отца, делал запросы. Вдруг – ответ Владислава ГОЛОСОВА, который, как я узнал, серьезно занимается судьбой гидросамолета «Каталина» и его экипажа, началась переписка, и вот мы здесь. Мой дядя Виктор Павлович ВЕДЕРНИКОВ был членом ржевского аэроклуба, что в Тверской области. Как раз в 1941 году он окончил школу, и его сразу же забрали в лётное училище. Мы долго не знали, есть ли могила дяди, да и похоронен ли он вообще. Теперь известно точно: его последним пристанищем стало море. От всей семьи благодарю за вашу память, за все то, что вы делаете для ее сохранения для нас, наших детей и внуков.
После митинга семья ВЕДЕРНИКОВЫХ вышла в море на катере, который предоставил дайвинг-центр Aquamax, чтобы спустить на воду венок и цветы как раз в том районе, где проводилась экспедиция подводного клуба ДВФУ и Российского военно-исторического общества по поиску обломков гидросамолёта. А после Алексею Владимировичу была передана медаль ЦК КПРФ «70 лет Великой Победы», которой лётчика В.П. ВЕДЕРНИКОВА наградили посмертно.
— От имени всех участников митинга выражаю благодарность Находкинскому городскому совету ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов, Музейно-выставочному центру города Находка, а также генеральному директору ОАО «Комплекс» Инессе Александровне ПЕСТЕРЕВОЙ и главному диспетчеру предприятия Виктору Владимировичу ПЕТРОВУ, водителю автобуса Дмитрию Леонидовичу САМОЙЛЕНКО, который доставил нас из Находки в бухту Спокойную и обратно. Также благодарю за посильную помощь в деле организации мероприятия строителя памятника Игоря Ивановича КОСМЫНИНА, членов Приморского краевого комитета КПРФ Эльсевара Октаевича ГАБИБОВА и Виктора Григорьевича ЛЯСУНА, а также клуб «Находкинский родовед», оказавший материальную поддержку, — подчеркнул Алексей ВЕДЕРНИКОВ.
…В августе 45-го 1-й Дальневосточный фронт и силы Тихоокеанского флота уже стремились к Муданьцзяну, Юки, Сейсину и Расину, неся порабощённым народам северо-восточной Азии надежду на счастливое будущее. Лётчик Виктор ВЕДЕРНИКОВ, завершая свой первый в жизни боевой вылет, ещё не знал, что ждёт его на следующий день, так же, как и не знали об этом шестеро других его товарищей по экипажу.
10 августа 1945 года 16-й морской дальнеразведывательный авиаполк ВВС ТОФ понёс свою единственную потерю за всю советско-японскую войну. Но эта потеря до сих пор эхом отзывается в сердцах потомков, заставляя задуматься о той цене, которая была заплачена за сохранность наших рубежей и возвращение мирного неба над нашим общим домом. Экипаж «Каталины» не дожил до победы над Японией 24 дня.

Елена СТАСИНСКАЯ
На снимках: Гидросамолёт PBN-1 «Nomad». Снимок Степанова Б.А.,   предоставил Ведерников А.В.; У могилы экипажа. Слева направо: Яковлева Людмила Гаврииловна, Иванова Марина Сергеевна, Ведерников Алексей Владимирович, Ведерникова Анастасия Алексеевна, Ведерникова Ольга Владимировна. Фото Тропина Ю.А.; Спуск цветов и венка на воду. Ведерников Алексей Владимирович. Снимок Тропина Ю.А.

218215214216

Запись опубликована в рубрике Страницы истории. Добавьте в закладки постоянную ссылку.