Про ОДН, пени и квитанции с красной полосой

В НАХОДКЕ побывал директор Дальэнергосбыта филиала ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» Вадим МИРОНЕНКО. По итогам поездки он дал пресс-конференцию для местных СМИ.

  •  Вадим Константинович, с какой целью приезжали в наш город?

— Находка — город критический в плане сбора платежей за электроэнергию. Электростанции вырабатывают её, транспортируют по сетям, увеличиваются затраты, а сбор средств за отпущенную энергию стремительно падает. Я встретился с главой Находкинского округа, руководителями управляющих компаний, где ещё раз рассмотрели этот вопрос, пути минимизации потерь электроэнергии, подняли вопрос по исполнению федерального закона  № 261 об установке общедомовых приборов учёта за потребленную электроэнергию. В Находке из 1200 многоквартирных домов общедомовые приборы учёта (ОДПУ) установлены примерно на двухстах.

Схема взаиморасчётов проста. Мы отпускаем электроэнергию управляющей компании, она продаёт жильцам, собирает с них платежи и рассчитывается с нами. Это приводит к снижению потерь, затрат на производство электроэнергии и формирует предпосылки для наименьшего роста  тарифов. К примеру, за 2008 год по сравнению с предыдущим тарифы увеличились на 15-16%, за минувший — на 13 %, в 2010 году рост составил уже порядка 10 %. Тарифы устанавливает департамент по тарифам администрации Приморского края.

  •  В какие сроки планируется установить приборы учёта на остальных домах?

— Общедомовые приборы должны быть установлены  к 1 января 2012 года. Приобретаются они за счёт собственников жилья. Можно самостоятельно купить, а можно выйти на МУП «Находка-Электросеть», и они установят его. Прибор стоит 15-17 тысяч рублей, и 5-7 тысяч — установка. Закон позволяет приобретать их в рассрочку на пять лет. Для Находки нужна тысяча приборов. Однако с учетом значительных потерь электроэнергии в Находке ОАО «ДЭК» за счет своих средств приобрел в 2009 и 2010 гг. 1070 приборов учета для их последующей установки в многоквартирном жилом фонде.

  •  Реакция людей на выставление квитанций с учётом ОДН в основном негативна…

— Приходится много работать в том плане, чтобы изменить психологию и сознание собственников. Квитанции с учётом общедомовых начислений начали выставляться нами с прошлого года. Первая реакция — это выдумки Дальэнергосбыта, платить не собираемся. Хотя везде мы говорим, что это условие определено постановлением правительства. Через некоторое время граждане стали ясно осознавать: у нас есть лифт, приборы освещения, домашняя техника, а может, и нерадивый сосед, за которого тоже придётся платить.

В четвёртом квартале прошлого года стали жаловаться не на то, что общедомовые начисления (ОДН) введёны незаконно, а на размер, требовали пояснений, по какой формуле они рассчитываются. В последнее время жалоб стало значительно меньше, примерно половина адресована Дальэнергосбыту, другая — управляющим компаниям. В идеале жалоб в наш адрес быть вообще не должно. Все вопросы по части ОДН, которые возникают у собственников жилья, должны решаться на уровне управляющих компаний либо ТСЖ. ДЭС в этом звене выполняет всего лишь агентские функции.

  •  А как, к примеру, эти вопросы решаются во Владивостоке, других городах Приморья?

— Во Владивостоке из 230 тысяч абонентов 79 тысяч уже получают квитанции с ОДН. Когда там началась эта работа, собственники жилья столкнулись с тем, что в подвалах их домов проживали люди, которые занимались ремонтом жилфонда и нелегально пользовались электроэнергией, от многоэтажек питались магазины, парикмахерские, автостоянки и прочие заведения, которые также не имели отдельных договоров с Дальэнергосбытом. При рыночной экономике пришлось расставить всё по своим местам. Прежде, чем выставить собственникам жилья счета с учётом ОДН, вместе с нами и УК провели ревизию каждого дома, всех сторонних пользователей электроэнергией вывели на отдельные договора. То есть мы тоже не заинтересованы в том, чтобы жильцы оплачивали большой объем ОДН.

В ряде случаев, где этот показатель превышает половину потреблённой домом электроэнергии, мы не предъявляем его к оплате. Эти убытки ложатся на Дальэнергосбыт. Как это случилось, в частности, в микрорайоне Находкинского рыбпорта, где потребление электроэнергии некоторыми квартирами составило 500 рублей, а ОДН — две тысячи. Ищем причину: большие утечки в кабельных сетях, много левых потребителей и т. д.

  •  Есть случаи, где ОДН снижаются, или они только растут?

— Могу назвать по Приморскому краю достаточно большое количество УК и ТСЖ, где реально снижаются общедомовые начисления. Здесь приветствуются инициативные группы из собственников жилья, которые участвуют в процессе начисления ОДН. Они приходят к нам и интересуются, как начисляются ОДН, кто снимает показания на электросчётчиках в их домах, что такое закон об энергосбережении, прочими вопросами. Всё это в результате даёт положительный эффект.

Дальэнергосбыт — ресурсоснабжающая организация. Наши функции — снять показания, рассчитать ОДН, подготовить квитанции и направить потребителям. Мы подали в дом определенный  объём электроэнергии, который должен быть оплачен полностью и вовремя. А как она разойдётся по потребителям дома, это уже вопрос УК и ТСЖ.

  •  Вадим Константинович, в последнее время население нервируют квитанции Дальэнергосбыта с красной полосой. В «НР» обращаются люди, которые вовремя платят за электроэнергию, а в итоге получают квитанции с несоизмеримыми суммами долга и строгим предупреждением. Многим становится плохо, но добиться правды нигде не могут. Что происходит?

—  Квитанции выставляются до пятого числа за истёкший месяц, а до 10 квартиросъёмщики должны оплатить услуги. Не надо затягивать с оплатой. Красная полоса — сигнал, что к вам есть определённые претензии, надо обратиться в отделение Дальэнергосбыта и обязательно свериться. Если вдруг сумма оказалась завышенной, не надо беспокоиться. В квитанциях есть приписка: показания со своего счётчика можно снять самому, скорректировать и оплатить по факту.

Сегодня в целом по краю долги жителей составляют уже более 380 млн рублей. Если население не платит полгода, несколько раз предупреждаем, а потом квартиры и дома отключаем от электроснабжения. Однако есть те, кто подключается самовольно. На таких абонентов составляем акт, направляем его в правоохранительные органы, а там возбуждается уголовное дело.

  •  Есть нарекания, что показания Дальэнергосбыта часто не соответствуют реальным показаниям индивидуальных приборов учёта собственников жилья. Почему?

— В Находкинском отделении работает 12 человек, которые снимают показания. В городе 65 тысяч абонентов. Квитанции выставляются, как правило, в последний день каждого месяца. Как можно обойти за один день всех абонентов, чтобы снять показания? Физически это невозможно. Есть лестничные площадки, огороженные металлическими решётками, снять показания с электросчётчиков крайне сложно. Имеются определённые трудности в этом вопросе и в частном секторе. Поэтому недели за две до выставления счетов наши агенты начинают снимать показания, а итоговая сумма рассчитывается по среднему потреблению по данному лицевому счету. Разница между нашей суммой и реальной получается небольшая, может, в 20-30 кВт/час, за исключением отдельных случаев.   Абонент может самостоятельно  ежемесячно  снимать показания, рассчитывать и оплачивать.  

  •  Последнее время в квитанциях почему-то стала появляться пеня. Откуда она, если абонент платит за услуги день в день?

— Пеня выставляется тем, кто нерегулярно платил за электроэнергию в течение последних трёх лет. Если абонент в течение этого времени допускал просрочку платежей, то ему начисляется пеня. При этом абонент  может не иметь текущей задолженности.  Это делается на вполне законных основаниях – в соответствии с Жилищным кодексом РФ. По краю сегодня начислено около 33 млн рублей в виде пени, и два с лишним миллиона нам уже удалось собрать. Получение пени – не самоцель. Выставляя пеню, мы просим потребителя своевременно и полно оплачивать нашу услугу.

  •  С наступлением зимы на протяжении многих десятков лет в частном секторе падает напряжение в сетях, что создаёт массу неудобств. Лет десять назад энергетики Находки обещали поставить в районе Пади Ободной дополнительную подстанцию и решить эту проблему, но воз, как говорится, и ныне там. Что скажете на этот счёт?

— Сетевыми организациями разработаны соответствующие инвестиционные программы. Два-три года назад ситуация была ещё хуже. Истинная причина этой проблемы в том, что с наступлением холодов в частном секторе возрастает потребление электроэнергии, фиксируется больше случаев хищения, нежели в многоквартирных домах, в результате падает напряжение в сети. Проводим определённые меры, в частности, обычные провода меняем на изолированные, к которым несанкционированно подключиться  уже будет невозможно. На отдельных столбах устанавливаем специальные приборы учёта, когда воровать электроэнергию становится людям невыгодно.

Записал Владимир ПАНТЮХОВ
НА СНИМКЕ: директор Дальэнергосбыта
Вадим Мироненко  
Запись опубликована в рубрике События, факты. Добавьте в закладки постоянную ссылку.