Бессмертный экипаж

14В газете «Находкинский рабочий» была опубликована статья с описанием проведения мероприятия в бухте Спокойной около стелы и могилы экипажа гидросамолёта «Каталина», приуроченного к 70-летию начала советско-японской войны, на котором присутствовал племянник погибшего 10 августа 1945 года лётчика младшего лейтенанта Виктора Павловича ВЕДЕРНИКОВА Алексей Владимирович ВЕДЕРНИКОВ.
Кроме него могилу посетили 24 октября 1982 г. на процессе церемонии открытия стелы экипажу «Каталины» родственники сержанта ЯНЧУКА Анатолия Владимировича и лейтенанта ШЕСТАКОВА Александра Ивановича — ЯНЧУК Никита Владимирович с семьёй из города Артёма и ШЕСТАКОВ Алексей Иванович из посёлка Грибановский Воронежской области. В июне 2011 года в бухту Спокойную прибыл внук капитана ФРОЛОВА Ивана Васильевича ФРОЛОВ Алексей Валентинович из Рязани.
Опираясь на воспоминания Алексея ФРОЛОВА и Алексея ВЕДЕРНИКОВА, а также на предоставленные Алексеем ВЕДЕРНИКОВЫМ и архивами документы, мы расскажем о судьбах двух членов экипажа – капитана ФРОЛОВА И.В. и младшего лейтенанта ВЕДЕРНИКОВА В.П.
ФРОЛОВ Иван Васильевич родился в 1914 году в городе Павловский Посад Московской области. Там окончил школу, рабфак и был отправлен в августе 1935 года по комсомольской путевке учиться в Ейское военно-морское авиационное училище имени И.В. Сталина (ВМАУ им. Сталина), которое окончил в феврале 1939 года. С момента поступления в авиаучилище началась и служба курсанта ФРОЛОВА в рядах РККА.
В феврале 1939 года его отправили в 3 авиаэскадрилью 117 морского дальнеразведывательного авиаполка ВВС Амурской краснознамённой военной флотилии (117 МДРАП ВВС АКВФ) на должность младшего лётчика. В 117 авиаполку Иван Васильевич прослужил до мая 1942 года, покинув его уже в должности пилота. С мая 1942 года по июнь 1943 он прослужил во 2-й авиаэскадрильи 114 авиаполка в должности командира звена, а с июня 1943 по 10 августа 1945 — в 16 морском дальнеразведывательном авиаполку ВВС Тихоокеанского флота (ТОФ), где дослужился до звания капитана и должности командира отряда 3-й авиа-эскадрильи.
В первые дни советско-японской войны экипаж капитана ФРОЛОВА произвёл три боевых вылета, из них предположительно два вылета были произведены 9 августа, а третий – до полудня 10 августа. Это притом что средняя продолжительность вылета составляла 6-7 часов. Все вылеты производились в сложных метеорологических условиях. Можно с большой долей вероятности утверждать, что экипаж ФРОЛОВА в первых трёх вылетах проводил разведку восточного побережья Приморья в районах №3 (на подходах к бухте Валентин) и №5 (на подходах к бухте Ольга) на наличие вражеских транспортов и кораблей. В четвёртом боевом вылете, который стал для ФРОЛОВА последним, экипаж гидросамолёта PBN-1 Nomad («Каталина») производил разведку у восточного побережья Кореи, где выполнял задачу по наведению на обнаруженные цели самолётов-торпедоносцев 2-й минно-торпедной авиадивизии ВВС ТОФ.
Приказом командующего Тихоокеанским флотом №0814 от 19.11.1945 г. капитан ФРОЛОВ Иван Васильевич «за образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с японскими захватчиками и проявленные при этом мужество и доблесть» был награждён орденом Отечественной войны I степени посмертно.
Но, потеряв своего командира, лётчики отряда ФРОЛОВА продолжали громить японцев, произведя за время войны 33 боевых вылета на разведку кораблей противника, с десантами и по доставке грузов во вражеские порты, занятые нашими частями.
В Суходоле у Ивана Васильевича остались жена Клавдия Алексеевна и сын Валентин. После гибели мужа Клавдия Алексеевна ФРОЛОВА не оставалась долго на Дальнем Востоке, собрала сына и уехала к родителям на Кубань.
В 1975 году Клавдия Алексеевна через военкомат получила однокомнатную квартиру в городе Ейске по улице Коммунистической. Около подъезда дома она высадила семь кустов роз – по числу погибших членов экипажа гидросамолёта «Каталина». По воспоминаниям Алексея Валентиновича ФРОЛОВА, Клавдия Алексеевна при каждом визите внука капитана в Ейск подводила его с братом к этой импровизированной могиле – даже спустя 19 лет после её смерти до сих пор видны контуры того участка.
Вторым лётчиком и одновременно помощником командира в последнем боевом вылете «Каталины» был младший лейтенант Виктор Павлович ВЕДЕРНИКОВ. Родился он 16 апреля 1924 года в городе Ржев. Родители: мать – ВЕДЕРНИКОВА Елена Николаевна (1903 г. р.), отец – ВЕДЕРНИКОВ Павел Иванович (1897 г. р.). Учась в школе, Виктор, как и многие мальчишки того времени, заинтересовался авиацией и стал посещать авиамодельную станцию. В 1938 году он получил удостоверение инструктора ЮАС (юный авиастроитель). 5 июня 1941 года окончил девять классов средней школы №8 города Ржев. После школы, в августе 1941 года, вступил в аэроклуб, который располагался в городе Сызрань, в марте 1942 поступил в авиаучилище, которое находилось в том же городе.
В ряды РККА вступил 13 июля 1942 года. Дата начала службы в армии предположительно совпадала с датой начала учёбы в военном авиаучилище. В 1942 Виктор Павлович проучился, скорее всего, по ускоренным курсам в двух военных авиаучилищах — в военно-морском авиаучилище морских пилотов, находившемся в то время в городе Али-Байрамлы (ныне Ширван) в Азербайджане, и в Ейском ВМАУ им. Сталина. В 1943 году Виктор Павлович был уже на Дальнем Востоке.
О службе Виктора в 16 морском дальнеразведывательном авиаполку мы знаем только из письма его друга по школе, аэроклубу и службе в одном полку младшего лейтенанта СТЕПАНОВА Бориса Александровича, адресованного отцу — ВЕДЕРНИКОВУ Павлу Ивановичу, с которым тот вёл переписку после войны. Из письма можно почерпнуть, что Виктор и Борис практически в одно и то же время получали повышение по службе: в августе 1943 года им присвоили сержантское звание, в феврале 1944 – офицерское.
Борис СТЕПАНОВ пишет, что в экипаж ФРОЛОВА Виктор попал ещё до того, как в авиаполку появились «Каталины» (этот период приблизительно совпадает с первой половиной 1944 года). Во время Великой Отечественной войны Виктор материально помогал матери, которая одна осталась вместе с младшим сыном Владимиром (Владимир Павлович ВЕДЕРНИКОВ родился в 1939 году) во Ржеве. Отец же с 1941 года воевал на западном направлении в составе 4 воздушной армии 664 батальона аэродромного обслуживания, войну закончил в Германии и в 1946 году вернулся домой.
После гибели Виктора у семьи ВЕДЕРНИКОВЫХ было лишь извещение о том, что он не вернулся с боевого задания, и письма Бориса СТЕПАНОВА, в которых указывалось, что тела некоторых членов экипажа были обнаружены и захоронены на берегу бухты Тазгоу (ныне Спокойная), среди которых, по предположению Бориса, мог быть и Виктор. О строительстве стелы комсомольцами Находкинского морского торгового порта и ГПТУ №14 члены семьи ничего не знали ровным счётом, как и не знали о том, что комсомольцы разыскивали родственников погибших членов экипажа.
Возможно, что письма от комсомольцев попросту не доходили до адресата, так как Павел Иванович и Елена Николаевна переехали жить по другому адресу, но оставались во Ржеве. Брат Виктора Владимир Павлович пытался найти более подробную информацию о своём брате, но ничего из этого не вышло, он умер в 2001 году, до конца своих дней он твёрдо знал только одно – Виктор 10 августа 1945 года не вернулся с боевого задания.
Племянник лётчика Виктора ВЕДЕРНИКОВА Алексей Владимирович ВЕДЕРНИКОВ, проживающий сейчас в Санкт-Петербурге, узнал о построенной комсомольцами Находки стеле, а также о местоположении могилы экипажа через Интернет. И вот 9 августа 2015 года впервые представитель от младшего лейтенанта ВЕДЕРНИКОВА В.П. поклонился могиле экипажа.
На митинге 9 августа Алексей ВЕДЕРНИКОВ отметил, что своего дядю он не знал, так как родился почти через 20 лет после его гибели, не знал и не помнил его и его брат, отец Алексея, который родился в 1939 году. Поэтому всё сказанное о лётчике Викторе ВЕДЕРНИКОВЕ на митинге и изложенное о нём в этой статье основано на документах и фотографиях из семейного архива ВЕДЕРНИКОВЫХ, а также на воспоминаниях родственников, с которыми удалось пообщаться Алексею Владимировичу.
Экипаж упавшего гидросамолёта, состоявший из уроженцев городов европейской части России, Сибири и Приморья, где самому младшему было 18, а старшему — 31, не погиб в памяти потомков. Он продолжает жить не только в мыслях и делах тех, кто приобщился к его судьбе, но и в душе тех, кто хоть раз бросил свой взгляд на небогатый памятник, скромно стоящий в стороне у подножия сопки около братской могилы на западном берегу бухты Спокойной, в которой покоится прах четырёх героев, отстоявших для нас 70 лет назад право жить на приморской земле.

15

11 12

 
 
 
 
 
 
 
Владислав ГОЛОСОВ, студент ДВФУ, член клуба «Находкинский родовед»
На снимках: слева направо — Новоторцев Юрий, Ведерников Виктор Павлович, Степанов Борис Александрович, Сызрань, 1942 год; Павел Иванович, Елена Николаевна,  Виктор Ведерниковы; Иван Фролов, 1936 год,  ВМАУ им. Сталина; Клавдия и Иван Фроловы, 1938 год
Запись опубликована в рубрике Страницы истории. Добавьте в закладки постоянную ссылку.