Казалось бы, женщина и война — понятия несовместимые. В русском языке слова «воин», «солдат», «рядовой» — мужского рода. Тем не менее в годы Великой Отечественной войны сотни тысяч наших соотечественниц защищали страну наравне с мужчинами. Разведчицы, зенитчицы, связистки и даже женщины-снайперы не были тогда редкостью. Надежда ПАНЬКОВА — ветеран войны и труда, награждена орденом Отечественной войны II степени, медалями Жукова и «За победу над Японией». Ее война стала победной.
Семья Надежды Егоровны ПАНЬКОВОЙ (в девичестве ЛАПИНОЙ) переехала на Дальний Восток из Курской области в 1933 году. Жили на станции Сица в Шкотовском районе, родители Егор Иванович и Елена Васильевна держали подсобное хозяйство, дети помогали им — работали на огороде и ухаживали за живностью.
22 июня 1941 года Надежда Егоровна запомнила навсегда: в тот день она приехала в Сучан продавать молоко, когда по громкоговорителю объявили о нападении германских войск на Советский Союз. Дома восприняли весть о начале войны с огромной тревогой, в семье еще жива была память о Гражданской войне, о бедах и лишениях, с ней связанных.
В ноябре Надежду, которой на тот момент не исполнилось еще и семнадцати лет, по распоряжению военного комиссариата направили на строительство фортификационных оборонительных сооружений под Владивостоком. Стройотряд состоял преимущественно из представительниц слабого пола, в нем трудились сто пятьдесят девушек и тридцать парней.
Строили доты — долговременные огневые точки, представляющие собой железобетонные казематы, предназначенные для размещения артиллерийских орудий, и дзоты — более легкий, упрощенный вариант огневых сооружений, возводимых, как правило, из подручных материалов — бревен, досок и земляной присыпки. Надежда Егоровна ровно год работала на спецстройке, затем была призвана в ряды РККА.
Ее местом службы стал 76-й отдельный дивизион бронепоездов, сформированный на основании приказа по войскам Дальневосточного фронта № 0087 от 14 мая 1942 года на станции Вяземская Хабаровского края. После прохождения курсов пулеметчиков молодая женщина приступила к исполнению воинских обязанностей в составе экипажа бронепоезда, в чью задачу входила охрана железной дороги в районе Вяземская-Восточная Куйбышевка от японских диверсантов. Служба не было легкой: иностранные лазутчики то и дело появлялись на территории, двоих девушек японцы зарезали во время ночного патрулирования железнодорожных путей.
Дальний Восток на протяжении всех военных лет являлся зоной повышенной напряженности: в любой момент можно было ожидать, что Япония, будучи основным союзником Третьего рейха, начнет военные действия против СССР. Части Квантунской армии, расположенные в Маньчжурии и Корее, создавали постоянную угрозу целостности советской границы. Война с Японией, длившаяся меньше месяца, с 9 августа по 2 сентября 1945 года, поставила точку в этом противостоянии.
Ночью, накануне начала войны, личный состав 76-го дивизиона вызвали в штаб командования, где объявили о переброске воинского формирования в Маньчжурию для участия в боевых операциях. Бои были жестокими, противник оказывал упорное сопротивление, советские подразделения несли большие потери. Шли сильные дожди, и лошади не могли поднять на сопки артиллерийское снаряжение, что создавало дополнительные трудности при продвижении.
Младший сержант ПАНЬКОВА на линии фронта исполняла обязанности медсестры — вытаскивала из-под огня раненых, оказывала первую помощь, делала перевязки. На ее глазах совсем юный боец закрыл собой вражескую амбразуру. Насквозь изрешеченный пулями, несколько часов спустя он умер на руках Надежды Егоровны.
Всего по подсчетам, сделанным сразу после завершения военной кампании, потери Советской армии составили 9 тыс. человек убитыми и 30 тыс. ранеными.
После окончания войны и последующей демобилизации началась новая, мирная жизнь. В 1946 году Надежда Егоровна вместе с родными переехала в Находку. Сначала работала поваром в чайной на Первом участке, затем, после замужества, стала заведующей магазином Военторга и в данной должности проработала 37 лет, вплоть до выхода на пенсию. Муж Виктор Вадимович, тоже фронтовик, служил мичманом в воинской части 40/126. В семье родились три дочери, а теперь уже есть внуки и правнуки.
Сегодня о войне напоминают лишь единственная уцелевшая фотография и боевые награды. Как и все, кто прошел через ужасы смерти, разрухи, боли и страдания, Надежда Егоровна очень хочет, чтобы в будущем это никогда не повторилось.