На хороших эмоциях прорастают семена знаний
Прозвенел первый школьный звонок, и за парты 1 сентября сели 15 тысяч 700 учеников Находкинского городского округа. Из них 1712 — первоклассники. Что ждет их впереди? Об этом и другом наш разговор с начальником управления образования администрации округа Натальей БОНДАРЕНКО.
— Наталья Валерьевна, как подготовились к приему детей дошкольные учреждения и школы в такое непростое в финансовом плане время? С каким настроением встречаете новый учебный год?
— Как всегда – на позитиве, но гораздо важнее, с каким настроением ребят встречают в школе. Если им улыбаются и рады видеть каждого, то настроение будет замечательное и у детей, и у родителей.
Да, средств на ремонт в этом году выделено меньше, чем в прошлом, — 122 млн рублей на все учреждения. Но я не вижу здесь проблемы, потому что уже достаточно много сделано раньше. Традиционно на 76 млн отремонтированы здания, помещения, приведены в порядок территории школ и садов. На обеспечение санитарного состояния и материальной базы потрачено почти 46 млн рублей. Содержание автоматической пожарной сигнализации, заправка огнетушителей потребовали 3 млн 700 тыс. рублей. Это безопасность детей, и мы обязаны ею заниматься, как и проверять огнезащитное состояние кровли. Из больших работ можно назвать восстановление ограждений в детских садах №№ 5, 36, 45, 46, в школах №№ 1, 8, 10, 22.
Проведена реконструкция пищеблока в детском саду №8. Здесь ранее были восстановлены несколько групп, и количество детей увеличилось. Восстановлены также группы в садах №№ 58 и 46, что потребовало закупку нового оборудования. Немало работ проведено в школах №№ 3, 10, 14, 19 и 27. Среди них — ремонт кабинетов, фойе, коридоров, спортивных и актовых залов. В этом году уделяем повышенное внимание кабинетам физики и химии. Для них приобретается новая мебель.
— Школьников и их родителей всегда волнует вопрос обеспечения бесплатными учебниками. Что делается в этом направлении?
— В последние два года Находкинский городской округ получает достаточно большие субвенции из краевого бюджета на приобретение оборудования и, в частности, учебников. Только в этом году их было куплено на 22 млн 464 тыс. рублей, в прошлом – на 19 млн рублей. За два года приобрели 80 тысяч экземпляров учебников, и теперь можно сказать, что ими будут обеспечены все учащиеся. Часть партии приходит в Находку до 10 сентября, часть — до 1 октября. Не стоит расстраиваться, если кому-то пока не достались учебники, в ближайшее время этот вопрос будет решен. Замечу, что выдаваться будут как новые книги, так и бывшие в употреблении. И здесь перед школьниками стоит задача научиться беречь учебники, потому что еще пять лет по ним будут учиться другие ребята. Учебники истории планируем закупать к следующему учебному году, так как именно с 2016 учителям истории предстоит работать по новым учебникам и придерживаться нового историко-культурного стандарта.
Сегодня уже хотелось бы приобретать для школы что-то другое. Например, требуют замены компьютеры, нужно оснащать мебелью и приборами кабинеты физики и химии. Благодаря субвенциям из краевого бюджета в этом году впервые появились средства на приобретение оборудования для детских садов. На 4 млн 600 тыс. рублей куплено абсолютно все, что необходимо для игр, творчества и развития детей: кукольные театры, машины, куклы, конструкторы, пазлы, пластилин, цветные карандаши, краски, восковые мелки, гуашь, тесто для лепки и многое другое.
— Наталья Валерьевна, какие новшества ждут школьников и педагогов в этом году?
— В пятых классах вводится Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), соответственно это накладывает определенные обязательства на учителей. Они должны не только давать детям знания, но и научить применять их на практике. К сожалению, бывает так, что знаний достаточно, а вот, как воспользоваться ими в жизни, школьники не знают. Например, произвести расчет по квитанции ЖКХ. Поэтому знания должны быть практико-ориентированными. Постепенно ФГОС будет вводиться во всех классах.
Еще одно новшество — это сдача государственной итоговой аттестации учениками девятых классов не по двум, как раньше, а по четырем предметам: два – обязательных и два – на выбор. Поговаривают, что и в четвертых классах будет нечто подобное, но пока мы не получали никаких распоряжений на этот счет.
— Придут ли в этом году в школы и детские сады молодые специалисты?
— Да, три педагога, два из них будут работать в школе и один — в учреждении дополнительного образования. Но нам по-прежнему не хватает преподавателей физики. И хотя школы закрывают свои проблемы за счет совмещений, мы должны растить смену. В дошкольных учреждениях проблем с кадрами нет.
— Находка в этом году заняла второе место среди территорий Приморского края по результатам сдачи ЕГЭ. Вас радует этот результат? Как нужно организовать учебный процесс, чтобы школьники приходили на экзамены более подготовленными?
— При проведении ЕГЭ для нас наиболее важно, чтобы не было замечаний к организации процесса. Их к нам нет, и это очень радует. Я всегда не устаю повторять: дети, которые хотят учиться и не пропускают уроки, все сдают ЕГЭ. И уровень их подготовки зависит не только от знаний, получаемых в школе, но и от дополнительных занятий, усилий родителей, элементарного интереса к жизни общества и страны, ее истории, от чтения книг, наконец! Главное — дети и родители перестали надеяться на то, что ЕГЭ отменят, и поняли – это всерьез и надолго.
— Планируется ли объединение школ №22 и №25?
— Нет, не планируется. В течение весны проводилось изучение этого вопроса. Дело в том, что помещения здания школы №22 стоят полупустыми, а 25-я переполнена. Здесь динамично развивающийся микрорайон, строятся новые дома, много детей. Чтобы всем детям было комфортно учиться в одну смену, чтобы они могли до вечера находиться здесь под присмотром учителей, чтобы развивались дополнительное образование и профильные классы, мы предложили разгрузить школу №25 и даже рассматривали изменение движения автобуса маршрута №2. Опросили родителей, но они посчитали, что важнее близость школы к дому. Поэтому все осталось как есть.
— Вопрос безопасности детей в детских садах и школах. Как он решается?
— Да, это очень серьезный вопрос. Не так давно установлено внутреннее видеонаблюдение в двух школах. В нескольких садах есть уже домофоны. На установку наружного наблюдения в одном учреждении необходимо почти полмиллиона рублей. Для управления образования это вопрос приоритета. Однако приходится его откладывать. В этом году мы ввели 112 мест в детских садах. Купили дополнительные кровати, шкафчики, столы. Это обошлось в два миллиона рублей. А можно было бы поставить домофоны. Но, если мы спросим тех, кому нужен детский сад, для них важнее, чтобы появились места. А для тех, кто уже водит своего ребенка, – домофоны. В этом и вся сложность работы руководителя — принять верное на данный момент управленческое решение. Я все же за тех, кому нужны места в детском саду.
— Министерство образования напомнило, что сбор денег с родителей в школах и детских садах незаконен. Предлагается создать горячую линию о таких фактах. В Находке она есть?
— Есть сайт управления образования, куда человек может написать о поборах. Действительно, проблема существует. Но в последнее время она стала не столь выраженной. Призывы управления к руководителям научиться тратить бюджетные деньги услышаны. Бывают звонки и обращения родителей по поводу необоснованной инициативы воспитателя или классного руководителя. Реагируем, наказываем. Но есть еще и деятельные родители, нестесненные в средствах, которые сами организовывают этот процесс. Собрать деньги на праздник, поздравление учителя — личное дело родителей, а вот складываться на новый линолеум недопустимо. Любая школа или детский сад в состоянии его заменить.
— В последнее время муссируется вопрос о переносе начала учебного года на 15 сентября. Как вы к этому относитесь?
— 1 сентября, можно сказать, государственный праздник, праздник детей, особенно первоклассников. У многих даже новый год начинается с этой даты. Уверена, ничего не нужно менять. Это традиция.
— Ваши пожелания всем участникам образовательного процесса.
— Детям хочу пожелать ходить в школу с позитивом. Только на хорошие, добрые эмоции, как на благодатную почву, падают семена знаний. Родителям и педагогам – взаимопонимания. А педагогам желаю больше учиться самим, двигаться вперед, охотнее делиться своими знаниями и опытом с другими. Цель у взрослых одна — чтобы дети получили хорошее образование. Поэтому все свои усилия нужно направить на достижение этой цели.