У Василия Дмитриевича БОЯРИНА, капитан-директора БМРТ «Илья Коновалов» публичного акционерного общества «Находкинская БАМР», самая обыкновенная судьба. Как и многих других рыбаков, жизнь не наградила его лаврами славы и большими почестями. Но он один из тех, кто, пройдя через многие испытания морем, навсегда полюбил свою работу и до конца остался верен однажды избранной профессии рыбака, родному предприятию.
Родом с Украины, с раннего детства, как и многие мальчишки, Василий мечтал о романтике морских походов, бесконечных просторах и дальних странах. После девятого класса пошёл проходить в районной больнице медкомиссию с целью поступить в Севастопольское высшее военно-морское инженерное училище, но его забраковали по состоянию здоровья. Немного разочаровавшись, принимает решение уехать на Дальний Восток. В Находке на одном из судов землеройного флота Дальтехфлота в то время работал капитаном его двоюродный брат, который и помог приехать в то время в пограничную зону. Мечта о море не покидала подростка ни на час. Поступил в Дальморучилище на факультет судовождения. Серьёзного и рассудительного курсанта группа сразу же выбрала старостой. И не ошиблись. На протяжении всего срока обучения Василий подавал достойный пример товарищам как хорошим поведением, так и в учёбе. Надолго запомнилась ему производственная практика, которую проходил на БМРТ «Мыс Вайгач».
— Это было необычное судно, «с шиньоном». Его прозвали так, потому что на рубке была размещена специальная мачта. В тот год работали в американской зоне на промысле хека и серого окуня. Помню, возвращались после длительного рейса в зоне США домой под проводкой берегового гидрометеоцентра. Синоптики заранее предупредили нас, что по курсу бушует сильный тропический циклон. Чтобы не случилось беды, нам следовало обойти его стороной. Мы так и сделали. Однако циклон краешком всё же захватил нас. Да так, что крен судна временами достигал 40 градусов. Страху, конечно, натерпелись, но всё закончилось благополучно, — вспоминает Василий Дмитриевич.
О капитан-директоре БМРТ «Мыс Вайгач» Василии КОВТОНЮКЕ собеседник с особой теплотой вспоминает до сих пор. Это не только его первый капитан-наставник, но и хороший человек. Он, кстати, до сих пор трудится в БАМРе. Будучи опытным рыбаком, Василий Прокофьевич тогда многому научил молодого рыбака. Поскольку в судовой роли оказались две вакансии матроса, из четырёх курсантов двоих, в том числе и Василия БОЯРИНА, перевели на эту ставку. Из рейса Василий вернулся загорелым, возмужавшим и с деньгами.
Окончив мореходку с красным дипломом, при распределении выпускник, без сомнения, выбрал Находкинскую БАМР. В первый самостоятельный рейс снова в качестве матроса пошёл на РТМС «Народный ополченец». Сначала экипаж отправили в зону США, но по дороге судно развернули и послали на промысел минтая и кальмара в Охотское и Берингово моря. Молодому рыбаку прежде всего было интересно увидеть, какими способами и орудиями лова ведётся добыча головоногого моллюска, и самому поучаствовать, набраться опыта.
— Что особенно запомнилось из этой экспедиции? Поймали огромного кальмара длиной более двух метров, толщиной мантии сантиметров в пять-шесть и под три метра щупальца. Такого дива в этих морях не встречали даже опытные рыбаки. Попытались поднять его на палубу, чтобы на память сфотографироваться с необычным трофеем, но не смогли. Увесистый кальмар всё время срывался с крючков.
Потом было много рейсов. Сходил матросом на РТМС «Гея», а во вторую экспедицию на этом же траулере уже отправился четвёртым штурманом. Многому за это время научили его опытные капитаны-наставники — работе с навигационным и палубным оборудованием, поиску массовых скоплений рыбы, правильной постановке и выборке трала, многим другим рыбацким тонкостям. А самое главное — сохранять уверенность и полное спокойствие в разных обстоятельствах.
За четверть века Василий БОЯРИН вырос с четвёртого штурмана до капитан-директора. В первый свой рейс во главе экипажа он отправился на РТМС «Астроном» к берегам Северной Кореи на приёмку морской капусты. Судно, оснащённое филейным оборудованием, в то время находилось в краткосрочной аренде у одной из владивостокских рыбопромышленных компаний. Это была пора, когда БАМР испытывал серьёзные проблемы с квотами. Поэтому администрации приходилось искать работу для своего флота на стороне, чтобы обеспечить экипажи заданиями. Дополнительно к перерабатывающей фабрике установили на палубе «Астронома» машины для измельчения ламинарии и некоторое время работали по заказам.
Через некоторое время Василия БОЯРИНА перевели капитан-директором на БМРТ «Илья Коновалов», где была проведена большая модернизация — демонтировали морально и физически устаревшее перерабатывающее оборудование и вместо него установили филейные машины, снятые с РТМС «Новобатайск», выполнили текущий ремонт перерабатывающей фабрики. После этого в составе экспедиции экипаж «Ильи Коновалова» отправили в Охотское и Берингово моря на промысел минтая.
— В общей сложности отработали там почти десять месяцев, — рассказывает собеседник. — Экипаж дружный, хороший стармех Сергей ПЕРШИКОВ, с которым потом подружились надолго. В декабре прошлого года он, к сожалению, умер, но семьями дружим до сих пор. Та экспедиция для нас оказалась не очень удачной. Уловы были примерно одинаковыми по сравнению с другими бамровскими однотипными судами, но по выпуску продукции мы отставали. Филейное оборудование, которое переставили нам с «Новобатайска», оказалось малоэффективным. Рыбообработчики с ним намучились на том судне, не порадовало оно и наш экипаж. Сколько ни возился с машинами опытный мастер-наладчик, толку мало. Работа в море — как лотерея. Порой невозможно предугадать, с какой стороны возникнет очередная проблема. Здесь удачно складывалась рыбалка, зато оборудование подвело. И снова мы остались без нормальной зарплаты. Удачным для экипажа сложился предпоследний рейс 2013 года. Тогда на берегу руководство компании встречало нас почётными грамотами, ценными подарками и денежными премиями.
— Василий Дмитриевич, последнее время многие рыбаки жалуются на то, что в Охотском и Беринговом морях почему-то уменьшаются запасы рыбы. И это притом, что добывающего флота там не становится больше. Что вы думаете по этому поводу?
— Это действительно так. Анализируя промысловые рейсы прошлых лет, видно, что больших косяков в этих морях стало гораздо меньше, да и небольших — тоже. Чтобы найти рыбу, надо приложить немало усилий. Возможно, сильно подорвали запасы Берингова и Охотского морей «голубые» траулеры испанской постройки, на которых в начале 90-х годов работали наши рыбаки совместно с иностранцами и вылавливали за сутки по 300 с лишним тонн на каждое судно. Немалый урон в то же время нанесли отечественным запасам биоресурсов и наши азиатские соседи. Сейчас, чтобы восстановить их, нужно полностью закрыть промысел здесь, по меньшей мере, лет на пять, — считает капитан-директор.
Год за годом в общей сложности он отработал на рыбацком предприятии 36 лет, одиннадцать из которых — в роли капитан-директора. Избороздил северные моря, не раз ходил в японскую зону на промысел лемонемы. Особенно запомнилась последняя экспедиция на «Илье Коновалове» летом прошлого года. Хорошими выдались уловы. Это была экспериментальная рыбалка, когда руководство компании решило попробовать делать филе не только из минтая, но и из лемонемы.
Филейное оборудование в течение рейса работало нормально, и результаты порадовали. Тогда существовали ещё старые нормы на вылов и изготовление продукции, поэтому с производственным план-заданием справились успешно. С инспекторской проверкой на судне работал польский специалист, который контролировал качество продукции, предназначенной на европейский рынок. Он также отметил слаженность, трудолюбие и мастерство экипажа, высокое качество филе.
В БАМРе прошла вся моя сознательная жизнь, — говорит Василий Дмитриевич. — За эти годы обзавёлся семьёй, жильём, родился сын Илья. На радость бабушке с дедушкой сегодня растёт внук Мирон. В социалистические времена я был ударником коммунистического труда одной из пятилеток. Награждён медалью «300 лет российскому флоту». За добросовестный труд не раз отмечался руководством предприятия почётными грамотами, благодарностями и денежными премиями. Уже в зрелые годы было много заманчивых предложений перейти в другую фирму, но я люблю стабильность и надёжность. Говорят, там хорошо, где нас нет. И точно подмечено, — рассказывает бывалый рыбак. — Последнее время в БАМРе в лучшую сторону изменились условия труда, питание в море, на судах установили телевизионные спутниковые антенны, и теперь рыбаки в курсе всех событий в мире. Сейчас решается вопрос о снижении норм выработки и увеличении заработной платы. Два года, как на пенсии, но продолжаю ходить в моря. Оглядываясь назад, без сомнения, скажу, что всё у меня в жизни складывалось удачно: всегда были хорошие экипажи. Я по натуре человек не конфликтный, как-то сразу удаётся находить подход к людям. Повезло мне с капитанами-наставниками, к примеру, Иваном БЫЛКИНЫМ, Василием КОВТОНЮКОМ, Валентином ЕЛИСТРАТОВЫМ. Многому они меня научили, за что благодарен. А вообще мне всегда везло на хороших людей. «Илья Коновалов» — неплохой траулер, правда, не хватает морозильных мощностей. Это особенно ощущается на промысле селёдки, да и минтаевую икру надо хорошо промораживать, чтоб не было брака. Думаю, со временем руководство решит и эту проблему.
Архив
Рубрики
Поиск по сайту
Календарь
г. Находка, Находкинский пр-т, 18
Приемная: 65-72-50
Реклама: 74-66-81 reklama@nr-citynews.ru