Вашей или чьей-то жизни угрожает опасность. Вы набираете, в зависимости от ситуации, с детства заученные телефонные номера — 01, 02, 03. Но, допустим, у вас дома нет проводного телефона, или его отключили за неуплату, или вы находитесь на пустынной улице и в руках у вас только сотовый телефон. Ваши действия? Вы судорожно набираете 01, 02, 03 и получаете ноль эффекта. А все потому, что (многие этого до сих пор не знают), звоня с сотового телефона, надо набирать 010. Тогда вас услышат и постараются помочь. Хотя есть нюансы, о которых стоит помнить и о которых чуть ниже.
Это к тому, что на носу новогодние праздники, а беда с весельем всегда рядом ходят. Нужно быть готовым ко всему. Эксперимента ради автор этих строк набрал 010 и услышал на другом конце линии приятный женский голос: «Служба «01» МЧС России. Говорите». Сказать нам, слава Богу, было особенно нечего. Извинившись за доставленное беспокойство и получив разрешение руководства, мы просто заехали в гости к «Службе «01», которая находится в расположении первого отряда федеральной противопожарной службы (ОФПС) на Нахимовской, и сделали пару снимков. А вот поговорить с сотрудницами не удалось: телефоны не умолкали ни на минуту, к тому же была объявлена учебная тревога. Хорошо хоть успели познакомиться. На снимке за работой (слева направо): телефонист сержант внутренней службы Светлана Стрельникова и диспетчер старший прапорщик внутренней службы Ирина Селиверстова.
О работе находкинской «Службы «01» нам рассказал начальник штаба первого ОФПС подполковник внутренней службы Александр Войдилов. Кстати, обязанности командира отряда вместо ушедшего на пенсию Юрия Токарева сейчас временно исполняет подполковник внутренней службы Евгений Третьяков.
Выясняется, что «Служба «01» МЧС России действительно реагирует не только на сигналы о пожарах, но еще не превратилась в Единую дежурную диспетчерскую службу (ЕДДС), как это произошло, например, во Владивостоке и в других крупных городах страны. Находка идет к такому преобразованию, но процесс еще не завершен. Уже выделено здание. Дело за оформлением документов, оборудованием службы современной аппаратурой и подготовкой специалистов. В ЕДДС будут стекаться все тревожные звонки (о пожарах, нападениях, несчастных случаях, авариях, готовящихся или свершившихся терактах, стихийных бедствиях и т.п.), а диспетчер эти сигналы будет обрабатывать и перенаправлять в соответствующие органы реагирования. Служба будет подчиняться Центру управления кризисными ситуациями (ЦУКС) при главном управлении МЧС России по Приморскому краю.
Пока же, набирая 112 или 011 (есть такие «тревожные» номера в большинстве сотовых телефонов), а также 010, мы попадаем в пожарную охрану. Об этом нужно помнить: «Служба «01», хотя и взяла на себя часть функций ЕДДС, но не располагает возможностями этой самой ЕДДС, поэтому не следует «качать права» — например, звонить с экстренной кнопки и требовать, чтобы вас бесплатно соединили со спасателями или с милицией.
В ЦППС (центральный пункт пожарной связи – так называется помещение, в котором размещается находкинская «Служба «01» МЧС России) круглосуточно дежурят по два сотрудника – телефонистка и диспетчер. Еще не было случая, говорит начальник штаба Александр Войдилов, чтобы они не подняли трубку. Телефоны других дежурных служб (милиция, ГО и ЧС, ФСБ) сотрудники знают наизусть, в случае особой необходимости передадут сигнал куда надо. Только не надо им звонить по пустякам. Вот еще дети часто балуются, набирая тревожные вызовы с родительских сотовых телефонов, отвлекая и без того загруженных работниц связи. А вдруг в это время кому-то нужна экстренная помощь? Детям нужно объяснить, что так делать нельзя.
Еще нужно помнить о вещах, которые только кажутся мелочами, а на самом деле очень важны. Например, сообщая о пожаре (на 01, 010, 112 или 011), нужно внятно и четко назвать адрес, обозначить, что именно (подвал, чердак, квартира, этаж) горит. Желательно выйти и встретить пожарное подразделение – это сэкономит огнеборцам время на ликвидацию пожара. И, конечно, автолюбители должны уступать дорогу красным машинам, мчащимся на пожар. По регламенту, подразделение должно добраться до места происшествия, если это в черте города, в течение 10 минут. Причинами превышения регламента могут быть пробки, гололед, а также несознательные автолюбители, едущие впереди и не реагирующие на рев сирены. Такие случаи, к сожалению, бывают.
Юрий БОДУХИН Фото автораОперативно-дежурные службы Находкинского городского округа
— Служба «01» МЧС России – 01, мобильный 010, 112, 011 — Служба в городе Находке Управления ФСБ РФ — (4236) 69 79 20 — УВД по Находкинскому городскому округу — 02; (4236) 69 67 45; 62 25 08; 64 72 67; мобильный 020 — Находкинский линейный отдел внутренних дел на морском и железнодорожном транспорте — (42366) 5 78 70 — Муниципальное бюджетное учреждение «Управление по делам ГО и ЧС Находкинского городского округа» — (4236) 63 19 33 — Находкинский поисково-спасательный отряд – филиал Дальневосточного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России – поиска и спасания на водных объектах — (4236) 75 00 81 — Профессиональный поисково-спасательный отряд аварийно-спасательного формирования «Служба спасения» муниципального бюджетного учреждения «Управление по делам ГО и ЧС Находкинского городского округа» — (4236) 77 22 60