Самое большое количество вопросов, поступающих в редакцию «НР», относится к сфере коммунальных услуг. Это и понятно, наш быт, следовательно, и качество нашей жизни напрямую зависят от тепла в домах, наличия воды и света, чистоты во дворах и подъездах. Многие читатели интересуются, из чего складываются тарифы на квартплату, почему они разнятся в идентичных по благоустройству домах? На вопросы горожан отвечает директор ООО «Городок — ЖКХ» депутат городской думы Виктор ГОРОНОК.
-
Виктор Леонидович, кто определяет тарифы на квартплату в нашем городе и из чего они складываются?
— По закону жесткого тарифа на квартплату не существует. Она может отличаться не только в одинаковых по благоустройству домах, но и в соседних подъездах одного здания. С точки зрения законодателей, тариф на содержание и ремонт общего имущества дома формируется через собрание жильцов, на котором должны присутствовать 50% плюс один голос. Собственники и наниматели жилья обязаны заключить договор с управляющей компанией, в котором указать, какие услуги они хотят получать и за какую плату. Например, жильцы одного подъезда хотят, чтобы его убирали и ремонтировали, а другого — решают эти функции взять на себя. Следовательно, и квартплата будет разная. Но в нынешнее время созвать собственников для общения с правлением УК практически невозможно, в лучшем случае собирается до 30% проживающих. А такое количество для принятия решений нелегитимно. Хотя по закону все вопросы, вплоть до спиливания дерева во дворе, закрытия подвала, необходимо решать коллективно или прописать в договоре между жильцами и компанией.
Большинство жителей Находки не обсуждали в таком формате главные вопросы — ни услуги, которые должны предоставляться, ни плату за них. Квартплата для нанимателей жилья в зависимости от благоустройства дома назначается главой округа, и, если собственники не приняли иного тарифа, они платят исходя из существующего. Для нанимателей квартплата складывается из платежа за найм, содержание и ремонт мест общего имущества и коммунальных услуг – горячей и холодной воды, отопления, электричества, газа. Собственники за найм не платят.
-
А если собственники примут решение платить квартплату выше, чем назначил глава городского округа, то какой она будет для нанимателей?
— Глава муниципального образования имеет право издать отдельный законодательный акт об установлении платы для нанимателя в соответствии с собранием собственников. И наоборот, если собственники не приняли решения, то глава в соответствии с Жилищным кодексом обязан установить для них плату.
Перестроить сознание людей непросто, пока они не готовы платить больше стоимости, установленной для нанимателя. Переходный период реорганизации ЖКХ длится шесть лет и, похоже, затянется еще на десяток.
-
Входит ли в обязанности УК менять в подъездах лампочки, ремонтировать двери, стеклить окна, строить детские площадки, благоустраивать и убирать придомовую территорию?
— По закону она обязана выполнять лишь те работы, которые прописаны в договоре и отражены в тарифе на квартплату. Отношения управляющей компании и собственника должны быть сбалансированы, но, увы, пока это не так. Управляющие компании ЖКХ предоставляют жителям те услуги, на которые хватает средств.
В прошлом году в одном из домов провели ремонт межпанельных стыков, затратили 173 тысячи рублей. Сейчас жильцы возмущаются, что им не обустраивают детскую площадку, не ремонтируют подъезды, не заасфальтировали внутридворовой проезд. А где брать деньги? 80% платежей расходуется на содержание дома – обеспечение круглосуточной аварийно-диспетчерской службы, зарплата работникам, уплата налогов, обучение персонала. Ежегодно компания выплачивает 3,5 тысячи рублей за обучение одного электрика, хотя они по десять лет отработали на одном участке. Но таков закон.
-
Обязаны ли подрядчики чинить бесплатно краны, батареи в квартирах жильцов?
— Нет. Мы должны обслуживать только общее имущество – это входит в квартплату. В квартирах — только стояки, а краны и батареи относятся к личному имуществу, ремонт его производится за отдельную плату.
-
Есть ли на обслуживаемой территории ООО «Городок-ЖКХ» злостные неплательщики и как вы с ними боретесь?
— Злостные неплательщики есть. Проводим с ними беседы, посылаем предупреждения, диспетчеры постоянно напоминают о долге по телефону, не оказываем платных услуг. Например, когда приглашают устранить течь в кране, требуем, чтобы вначале оплатили за содержание и текущий ремонт общего имущества и за починку крана. Если отказываются, предлагаем вызвать слесаря другой компании, а это дороже. Когда никакие меры не помогают, подаем в суд.
Считаю, что необходимо ужесточить законодательство в отношении неплательщиков. Например, отключать свет и за долги по квартплате, переселять в менее благоустроенное жилье. Конечно, на улицу «выкидывать» людей жестоко, но в Находке не один десяток нанимателей достоин выселения.
Думаю, следует изменить закон, позволяющий нанимателю сдавать жилье в субаренду. Если человек это делает, значит, у него есть где жить, следовательно, его нужно выселить и отдать квартиру нуждающимся.
-
Если собственник по уважительной причине какое-то время не жил в квартире, то какие услуги он может не оплачивать?
— Отсутствовавший обязан представить справку с работы, если был в море или командировке, или больничный лист, или свидетельские показания соседей. К сожалению, большинство россиян «бьют по хвостам», когда после возвращения из командировки или дачного сезона приходят в управляющую компанию и сообщают, что не жили в квартире три месяца. По закону они обязаны накануне предупредить об отсутствии и обеспечить доступ в свою квартиру для устранения аварийных ситуаций. Оставить контактный телефон человека, у которого находятся ключи. Нередки случаи, когда мы разыскиваем по радио, телевидению, через знакомых жильцов, в квартире которых произошла течь. Приходится перекрывать воду и получать множество нареканий от жителей дома.
-
Снимается ли оплата за воду или отсутствие отопления у жильцов, которые несколько дней не получали эту услугу по вине отсутствовавшего соседа?
— По закону собственник, который не обеспечил доступ в квартиру или нарушил правила проживания, должен погасить ущерб пострадавшим. Ресурс был подан, следовательно, ни «Примтеплоэнерго», ни горводоканал не виноваты в том, что потребитель не получил услуги. Если пострадавшие потребуют эти деньги с УК, мы подадим в суд и будем взыскивать с виновного.
-
С какими жалобами в УК чаще всего обращаются жильцы?
— Больше всего нареканий из-за низкой температуры в квартирах. Проблем с отоплением немало, причины и в изношенности системы, и в том, что «Примтеплоэнерго» не всегда выдерживает положенные параметры. Например, котельная, которая обслуживает подведомственные нам дома, останавливалась трижды. И после каждого запуска начинались проблемы, завоздушивались некоторые стояки, не грели батареи.
Сегодня не только в Находке, но по всей России проблем в сфере ЖКХ немало. В конце ноября на заседании Госсовета президент РФ Дмитрий Медведев отметил, что износ объектов жилищно-коммунального хозяйства в стране составляет более 60% и, если не предпринять кардинальных мер, через 5-7 лет наступит катастрофа. Власти же нашего города прилагают немало усилий, чтобы «вытянуть» коммуналку, но, увы, пока не на всё хватает средств.