Поэт был гением

 52Позвонив по телефону в музей Есенина, что расположен в Московском Замоскворечье, я услышала: «Приезжайте, сегодня будет концерт». Каково же было мое удивление, когда, подъехав, увидела огромную толпу собравшихся, группу репортеров, связки шаров у входа и красную ленту, отгораживающую прибывших от входа. В Москве торжественно открывался государственный музей великого русского поэта Сергея Есенина, открытие которого было приурочено к 120-летию со дня рождения и приходилось на 3 октября.
51Красную ленту долго не перерезали – ждали человека из местного депутатского корпуса, который помог в открытии музея. Ждали артистов, задерживающихся в пути, и пока все стояли у входа, директор музея рассказывала о том, как он создавался и кто был к этому причастен. В самом первом ряду у ленты стояли родственники поэта. Молодая девушка с букетом цветов и ее спутница постарше. Когда лента была торжественно перерезана, люди пошли к зданию музея, а часть осталась на улице, где у беседки народные артисты читали стихи Есенина. Протиснувшись в деревянные сени, долго стояла у бюста Есенина, успев его сфотографировать.
Народу собралось очень много, и далеко не все желающие смогли попасть в зал. Мне повезло, заняв место в заднем ряду, приготовилась слушать. Сотрудник музея сказала, что это то самое место в Москве, где Сергей Александрович жил и был прописан. В музее находятся его личные вещи, рукописи его книг, комната, в которой творил великий поэт. Убранство комнаты соответствует русскому стилю, быт поэта был прост и колоритен – разноцветное лоскутное одеяло, самовар, который просил подать кипящим поэт, когда работал над стихами. Именно здесь, в этой святая святых комнате, происходило великое таинство – рождение бессмертных поэтических шедевров, принесших автору мировую славу и признание.
Мы же находились в небольшом концертном зале, в котором по стенам были экспозиции, но стояли стулья, и было пространство, которое служило артистам сценой. Вскоре они появились. Молодая красивая женщина в длинном черном платье и ее спутник с гитарой. Около часа звучали песни и романсы на стихи Есенина. Они исполняли их так проникновенно, что временами ком подкатывал к горлу. Красота есенинского слова, потрясающая музыка гитары создали летящее настроение, когда зал, замерев, слушал и слушал, словно оторванный от реальных берегов и причаленный к прекрасному острову поэзии.
Когда программа закончилась, нам предложили автобиографический фильм о Есенине, где актер читает текст написанной самим поэтом биографии и идут исторические снимки, начиная от мест, в которых он родился — видов села Константиново Рязанской губернии и далее, вплоть до его посмертного фото в гробу. Что же в этом фильме? Малоизвестные факты его биографии, о которых не писали ранее, исторические снимки, не публиковавшиеся прежде, свидетельства его современников.
Вот некоторые сюжетные линии. Наверняка ни в одной биографии поэта вы не читали, что Есенин на заре своей юности был знаком с императрицей Александрой Федоровной. Читал для нее стихи и получил в подарок золотой перстень с изумрудом. Когда же августейшая особа попросила его написать стихи о ней, Есенин воскликнул: «Что вы, матушка, я же все больше о коровах». Тем не менее свой первый сборник стихов «Радуница» он посвятил императрице. Поэт был крещен в церкви села Константиново и на протяжении всей жизни, несмотря на видимый отход и показное хулиганство, был человеком, искренне верящим в высший мир.
Поэт выступал против хулы на Бога, которую поощряли большевики. За полгода до гибели в ответ на кощунственные стихи Демьяна Бедного Есенин написал: «Когда я в «Правде» прочитал «Неправду о Христе блудного Демьяна», мне стало стыдно, как будто я попал в блевотину, извергнутую спьяну». А когда большевики решили убрать из всех его сочинений слово «Бог», поэт подрался с наборщиком в типографии, но восстановил прежний вариант. К моменту гибели на Есенина было заведено 13 (!) уголовных дел. Поэт был единственным, кто в ресторане, расположенном рядом с Красной площадью, мог кричать: «Бей коммунистов, спасай Россию!». Это был момент, когда поэт узнал, что коммунисты при подавлении Тамбовского восстания использовали химическое оружие. Тогда против власти Советов восстали 70 тысяч крестьян во главе с атаманом Антоновым. Тогда же он изобразил Троцкого в виде еврейского комиссара в поэме «Страна негодяев». А другу писал: «Тошно мне, законному сыну Российской империи, быть пасынком в собственной стране».
28 декабря 1925 года бездыханное тело поэта вынесли из гостиницы «Англетер». Отец отказался подписывать протокол, где говорилось, что Есенин совершил самоубийство. Не поверила в это и мать поэта. Поэта отпевали в трех местах: в Москве, родном селе Константиново и соседнем селе Федякине. Не было сомнений, что он убит, иначе бы никто не стал этого делать. «Когда Есенина надо было выносить, — рассказывал отец, — я взял его, уже окоченевшего, под плечи. Запрокинутая голова опадала, были сломаны позвонки». Отец был уверен, что мертвого Есенина принесли в номер гостиницы с допроса. Укрывал его от чекистов в своей больнице известный психиатр Ганнушкин. Об этом говорила на концерте певица, прежде чем исполнить песню «Клен ты мой опавший». Когда за Есениным пришли в больницу, доктор не выдал его, а наутро он показал ему стихи, ставшие со временем любимой в народе песней.
Долгое время поэзия Есенина находилась под запретом. Его не издавали и не печатали. Более того, в книге писателя Валерия Янковского «От Сидеми до Новины» я вычитала и вовсе чудовищный факт, связанный с именем поэта. Девушка, читавшая на выпускном вечере его стихи, получила 10(!) лет лагерей, отбывать которые её отправили на Колыму. Это совершенно реальный факт из жизни, поскольку женщина, о которой пишет Янковский, впоследствии стала его женой. Там, на Колыме, они и познакомились. Это было время репрессий, когда даже стихи, прочитанные на выпускном вечере, могли послужить поводом для расправы и над памятью поэта, и над теми, кто любил его поэзию. Так темные личности из НКВД, шедшие по пятам за ним при жизни, пытались вымарать и затоптать его имя и после его ухода.
Я родилась во время, когда поэт уже был признан в масштабах страны и его стихи были включены в школьную программу. Но и помимо программы в юности я зачитывалась его стихами, буквально не выпуская томик из рук. Многое знала на память, подкупала утонченная лирика есенинского слова, музыка, звучащая в стихах, неподкупная искренность. Многие его стихи, положенные на музыку, часто исполнялись в наших студенческих компаниях, и по сей день, стоит собравшимся затянуть «Не жалею, не зову, не плачу…» или «Отговорила роща золотая…», тут же песню подхватывают. Поэзию Есенина знают и любят многие.
На фоне беспринципных шаманств со словом, засильем англоязычных песен его поэзия, положенная на музыку, как чистый, хрустальный ручей на все времена. Пей из него, не напьёшься. Всегда останется жажда прикосновения к прекрасному, к красоте и чистоте русской речи. Несмотря на мифы, созданные о поэте, он много и плодотворно работал. Он просто не смог бы дать то, что дал, оставил после себя, если бы его жизнь состояла только из любовных похождений, скандалов и пьянок. А ведь именно таким пытаются представить его наши современные кинематографисты. Фильм о Есенине, в котором играет Сергей БЕЗРУКОВ, вызвал волну возмущения у сотрудников московского музея. Они писали об этом в инстаграм на Фейсбуке, где зарегистрирована их официальная страница.
Написано и издано о Есенине невероятно много, здесь и свидетельства его современников и поэтов, живших с ним в одно время, и его личный архив, и попытки современных мастеров экранизировать его жизнь. Интерес к поэзии и личности Есенина неугасим, о чем свидетельствует открытие государственного музея в наше время. И все-таки поэт — это прежде всего его стихи. Именно в них он и предстает таким, каким был на самом деле. Там его душа, его мысли, его настоящие чувства. А все остальное — лишь домыслы режиссеров, публицистов и иже с ними.
Из обилия написанного и сказанного о Есенине хотела бы выделить слова поэта — нашего современника Андрея Дементьева. «О нем писали всякое. Его упрекали. Ему завидовали. Его запрещали. Но запрещенный он все равно звучал – его стихи переписывали из тетради в тетрадь, передавали из уст в уста. И никакая цензура не могла закрыть этого великого поэта. В его поэзии есть та простота, житейская мудрость, которая близка и понятна каждому. Мы любим поэтов, которые умеют сказать о нашей жизни то, что чувствуем, но не можем выразить сами. Мы доверяем им передать через стихи то, как нам трудно и от чего, кажется, можешь летать. О трагедии и верности. Такой дар дается только гениям. А Есенин был гений».

Анна ТАРАБРИНА
Запись опубликована в рубрике Культура. Добавьте в закладки постоянную ссылку.