Года два назад я случайно узнал о конкурсе «Памятные места Находки», который проводила газета «Находкинский рабочий». Уже много лет я живу в Ленинграде – Санкт-Петербурге, но у меня тоже есть такое памятное место, ведь как можно забыть то, с чем связаны беззаботная пора детства, первые учителя, друзья? Нахлынули воспоминания, но написать я решился только сейчас. И пусть конкурс уже давно закончился. Думаю, многим читателям будет интересно вспомнить старую Находку.
Родился я в Ленинграде, а военную службу мой отец проходил в Находке. Здесь, на мысу Астафьева, наша семья жила с 1955 по 1961 год. Рейсовые автобусы тогда в город не ходили. Основным транспортом были «морские трамвайчики». Это небольшие катера с двумя пассажирскими салонами. Три-четыре раза в день они ходили по маршруту «Пятачок» — «Мыс Астафьева» — «Рыбники» — «Пятачок». Мыс тогда называли «Тайванем».
Единственным гражданским причалом и сходом на берег здесь был старый ржавый пароход, сидевший на мели у берега. Он вечно покачивался, трап был скользкий, а леера — ржавые и болтающиеся. Жители мыса, очень рискуя жизнью и здоровьем, буквально балансировали на этом спуске с покупками в руках. На самом мысу работало два магазина. Один продавал только хлеб, в другом был минимальный набор товаров. Все основные продукты возили «с той стороны» (так называли «Пятачок»). Население мыса Астафьева территориально делилось на четыре части. На самом краю замкнуто жила корейская диаспора. Там, где сейчас кольцо автобуса, были портовские жители, державшие коров, свиней и прочий домашний скот. Перед автобусной остановкой «Школьная» располагался морской пограничный дивизион с клубом и летней площадкой в лесу. По воскресеньям в 10 часов были «утренники» — показывали фильмы для детей: «Кортик», «На графских развалинах», «Бронзовая птица». В 14-00 уже для матросов — «Котовский», «Пархоменко», «Чапаев», «Щорс» и «Броненосец «Потёмкин». В 19-00 шли взрослые фильмы типа «Тайна двух океанов» для матросов. И в 21-00 для офицеров и их жён транслировали картины из соцстран. В районе школы «Полюс» располагалась воинская часть подводников. Там, на плавучей базе «Самарканд», прямо в её большом трюме в 16 часов показывали кино. Это воспоминание хорошо сохранилось, ведь телевидения у нас не было. А радио транслировалось только вечером, когда просыпалась Москва. Зато по приёмнику был хорошо слышен «Голос Америки». Его не глушили. Или были уверены в морально-патриотических чувствах находчан, или просто не было технических возможностей. Там говорили об ужасных вещах в СССР, и мы, естественно, этому не верили. Самое доброе, о чем я узнал из этой радиостанции, — о полёте в космос Юрия Гагарина в 1961 году. Там я полюбил Армстронга и Эллу Фицджеральд, мелодичные японские песни.
Наша начальная школа №1 располагалась в одноэтажной хате. Два смежных класса и комнатка для учителей и уборщицы. Звонка сначала не было. Вместо него уборщица стучала шваброй по питьевому бачку. Потом кто-то из родителей принёс электрический звонок с корабля. Учились мы хорошо, так как на уроках узнавали что-то новое. Единственной информацией из внешнего мира для моего возраста был журнал «Пионер». Конечно, от арифметики мы были не в восторге, а вот история, литература — это здорово!
С пятого класса нас возили на школьном автобусе в школу №3. Отношения с ребятами из Находки были нормальные. На самом окончании мыса продолжали взрывать сопку, создавая будущий морской порт. Взрывы происходили в обед каждый день. Мы привыкли к ним, а наши одноклассники из города смотрели на нас первое время, как на жителей вулканического острова. Заканчивал седьмой класс я в Находке. Отец демобилизовался, и мы вернулись в Ленинград.
Чем стала Находка в моей жизни? Это воспоминания о тех людях, которые привили мне любовь к морю, этому удивительному по красоте уголку природы, где находится город. С сопок мыса Астафьева видел дымящие пароходы, слышал симфонию судовых сирен. В бинокль, который мне подарил отец, наблюдал движение людей на палубах, магическим казался вид парохода, который был полностью «завален» лесом. Я чувствовал себя сопричастным этой красоте. Тогда уже понимал, что у каждого парохода был свой голос-гудок. Я и выбрал «свой гудок» — связал свою жизнь с морем и путешествиями. После судостроительного техникума пытался по распределению, что было строго обязательно в те годы, попасть в Находку. Но … оказался на службе на Северном флоте. Была мечта продолжить морскую линию моей жизни — после службы поступить в кораблестроительный институт. Но письма моего школьного товарища повернули мою судьбу. В них он мне написал, что поступил в Ленинградский электротехнический институт, в котором первым выборным ректором был изобретатель радио А.С Попов. Всё, решено! Поступаю в ЛЭТИ! К слову сказать, я закончил этот вуз и отработал в нём 21 год. А в кораблестроительный институт я все же пошел. Правда, на день открытых дверей с дочерью. Через несколько лет она успешно его закончила.
Часто добрым словом вспоминаю моих находкинских учителей. Трудно представить, что, будучи драчливым пареньком, я с большой охотой посещал биологический кружок в школе. А в начальной школе даже был запевалой в школьном хоре. Мудрый классный руководитель меня, хулигана с «Тайваня», посадил за одну парту с самой красивой девчонкой в классе — Валей СЕРЕБРЯКОВОЙ. Постепенно я стал хорошистом, и маму перестали вызывать в школу из-за моих постоянных стычек с ребятами из соседних классов.
Учитель по истории уводил наше воображение на поля войны с Наполеоном, учитель по биологии нам рассказывал об осьминогах, медузах, рыбах, которые водились здесь, в Находке, а не в тридевятом царстве. Только спустя много лет я мог оценить особенность учителей Находки. Все они очень любили свой город, природу, море и передавали это нам. Я не хочу сказать, что учителя уже в моём новом, восьмом классе ленинградской школы не любили Ленинград. Их любовь к городу была слишком академичной для нашего школьного восприятия 60-х годов.
После закрытия научно-исследовательских работ во времена ЕЛЬЦИНА в институте стало грустно. Пошёл учиться на туристического оператора, так как открылись границы. Поработал в нескольких питерских турфирмах, открыл свою. Занимался приёмом школьников в Санкт-Петербурге. Создал авторскую программу посещения города для школьников. Водил их по дворцам и музеям-квартирам Пушкина, Достоевского, Некрасова, Цветаевой, в Царскосельский лицей, где учился Пушкин, музей блокады Ленинграда, что соответствовало расширенной школьной программе. Организовывал для них посещения ведущих вузов, приглашая на встречу со школьниками представителей приёмных комиссий.
В 2005 году поехал в Находку, Владивосток и Уссурийск приглашать школьников в вузы Санкт-Петербурга. Больше времени я уделил городу своего детства — Находке. Зашёл в школу №3, посидел в своём бывшем седьмом классе. Увы, никто из абитуриентов Дальнего Востока тогда не ездил поступать учиться дальше Урала. В Питер приехала всего одна группа школьников из элитной школы морского пароходства Владивостока.
В 2010 году я снова приехал в Находку без всяких обязательств. За пять лет здесь многое изменилось. Я был восхищён храмом на Тобольской сопке. Появились высотные дома, район МЖК приобретал современный вид. Очень понравился городской музей. Я обошел весь мыс Астафьева. Пешком прошёл от села Боец Кузнецов до Екатериновки. Активно общаюсь по социальной сети с находчанами. С нетерпением жду от них новостей и фотографий Находки и …надеюсь снова посетить этот прекрасный город.