В памяти жителей нашего города уже давно стали далекой историей трудовые будни многотысячного коллектива Находкинского морского рыбного порта, на причалах которого круглосуточно разгружалась рыба с больших и малых судов рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий всего Дальнего Востока. О Находкинском морском рыбном порте знали далеко за пределами Находки – по объемам грузопереработки рыбы и рыбопродукции он неизменно лидировал, опережая порты всех регионов, вплоть до Сибири. На причалах было не протолкнуться, несколько огромных холодильников с трудом успевали отгружать продукцию в рефрижераторы железной дороги.
Ныне в прославленном рыбном порту тишина и запустение. Следы приватизации, бесконечной смены собственников, отсутствие перспектив привели к очевидному факту – главная специализация предприятия утеряна. Вместо рыбы на причалах – груды металлолома, а то и вовсе ветер гуляет.
Можно ли возродить главное направление работы порта? Президент России Владимир ПУТИН развитие рыбного кластера на Дальнем Востоке назвал приоритетной задачей.
О ситуации в рыбном порту Находки и перспективах его развития мы поговорили с заместителем генерального директора ФГУП «Нацрыбресурс» по работе с Находкинским филиалом — директором филиала Юрием БАЛАШОВЫМ.
Юрий Захарович, вашему предприятию на правах хозяйственного ведения принадлежат более 21 километра причальных стенок в рыбных портах страны. Сколько из них находятся в Находке? Как складываются взаимоотношения с арендаторами федеральной собственности?
.К сожалению, отношения с арендаторами складываются не всегда так, как это было бы необходимо для содержания причальных стенок в нормальном рабочем состоянии. Это проблема не только находкинского порта. Хозяева припортовых территорий, которым эти территории достались в лихие девяностые, привыкли считать государственные гидротехнические сооружения практически своей собственностью, при этом не желая вкладывать средства в их соответствующее содержание. «Нацрыбресурсу» пришлось столкнуться с этой проблемой практически во всех своих филиалах. Изменение профиля работы на причалах, выстроенных некогда под нужды рыбной отрасли, привели к повышенному и преждевременному износу причалов и, соответственно, к выводу части причального фонда из эксплуатации по причине аварийного состояния.
Находкинские государственные технические сооружения в рыбном порту были переданы нашему федеральному предприятию в 2008 году. В том числе на праве хозяйственного ведения были закреплены с четвертого по девятый причалы рыбного порта, протяженностью почти 945 метров с обременением договора аренды. В тот момент расчетный физический износ уже составлял от 20% до 30%. Арендатором же с момента постройки и до передачи причалов «Нацрыбресурсу» являлось ОАО «Находкинский морской рыбный порт».
Парадокс ситуации в том, что на баланс ФГУП были переданы только сооружения причалов, т. е. конструктивная его часть, с земельными участками под ними. А всё оборудование причалов: подкрановые и железнодорожные пути, грузовые рампы, водоснабжающие и электроснабжающие коммуникации с колодцами, расположенные на земельном участке, находящемся в аренде, остались на балансе порта. И образовался технологический разрыв структуры порта и, соответственно, конфликт интересов между владельцами частей некогда единого комплекса.
Что, по вашему мнению, привело к нынешней ситуации в рыбном порту?
.Отношения ФГУП «Нацрыбресурс» с ОАО «НМРП» складывались непросто. Срок действия договора аренды причалов истек 31 декабря 2009 года. Однако порт продолжил пользоваться ими, внося платежи по старой ставке. При этом переговоры об условиях дальнейшей эксплуатации причалов не приносили результатов.
В июле 2012 года ФГУП «Нацрыбресурс» сообщило ОАО «НМРП» о невозможности продолжения использования имущества без заключения договора и предложило оформить документы о его возврате. Однако до настоящего времени недвижимое имущество ОАО «НМРП» так и не передано «Нацрыбресурсу». Акционерная компания начала судебную тяжбу о принуждении нас заключить договор об аренде.
Закон оказался на стороне ФГУП «Нацрыбресурс», но во всех этих тяжбах было потеряно много времени и денег. Тех, которые можно было бы уже вложить в восстановление принадлежащей предприятию инфраструктуры. Дело дошло до того, что на недопустимость подобной ситуации указала Генеральная прокуратура Российской Федерации.
На сегодняшний день между ФГУП «Нацрыбресурс» и ОАО «НМРП» идет спор о взыскании с ОАО «НМРП» суммы неосновательного обогащения от использования причалов. Кроме того, нами поданы иски об освобождении причалов и об установлении права ограниченного пользования земельными участками (сервитут), принадлежащими ОАО «Находкинский морской рыбный порт».
Юрий Захарович, в региональной прессе не раз поднимали вопрос о прямо-таки кабальных условиях аренды, которые предлагает «Нацрыбресурс». Можете что-то сказать по этому поводу?
.Есть такое понятие – математика. Ежемесячная сумма арендной платы по договору за пользование федеральным имуществом была установлена в размере 278 344 рубля. При этом налог на имущество вместе с амортизацией и накладные расходы составляют более 200 тысяч рублей в месяц. А стоимость капитального ремонта составляет не менее 500 тысяч рублей в расчете на один метр причала. Очевидно, что за счет аренды невозможно накопить денежные средства на проведение капитального ремонта. Нужны серьезные вложения, чтобы восстановить изношенные причальные сооружения.
А ситуация без надлежащих ремонтно-восстановительных работ продолжает только усугубляться. Так, за прошедший с 2008 года период физический износ причалов в Находкинском морском рыбном порту увеличился от 2% до 5 %. Состояние причала № 7 вообще критическое – при расчетном износе 34% износ кладки причала составил 40%. С 2008 по 2014 год работы проводились в небольших объемах. И капитальными их назвать нельзя.
А ситуация в порту продолжает ухудшаться – инфраструктура разрушается, а многократно обещанная модернизация не производится. Увы, складывается впечатление, что собственник ОАО «НМРП» не заинтересован в дальнейшем развитии крупного промышленного предприятия Находки. Предприятия, которое может и должно обеспечить развивающемуся городу новые рабочие места, налоги в местный бюджет и прочие преференции, которые должна давать региону градообразующая отраслевая структура.
Подождите. Недавно была анонсирована новая программа возрождения Находкинского морского рыбного порта, предусматривающая привлечение инвестиций китайских компаний и воссоздание инфраструктуры порта. Эта новость обнадежила многих жителей Приморья. Может быть, не все так плохо?
.Давайте разберем языком цифр. В 1990 году грузооборот порта по рыбопродукции и техническим грузам составлял порядка 1,2 млн тонн в год. Численность рабочего коллектива ОАО «НМРП» по состоянию на 1990 г. составляла более 1700 человек. В 2008 году штат сократился до 996 человек, а в 2015 году – до 46 человек.
Когда в 2008 году в порту поменялись акционеры, они обозначили новую цель развития — строительство контейнерного терминала. Концепция строительства предполагала, что в 2008 – 2010 годах будут демонтированы цинковые склады, два склада-холодильника, технологически связанных с причальной линией, капитальный склад хранения консервов, а также демонтаж оборудования на четырех причалах. На их месте предполагалось строительство контейнерной площадки и железнодорожных тупиков на ней. К 2015 году площадка контейнерного терминала должна была быть расширена, демонтированы капитальные здания в тылу порта, а также склад хранения рыбопродукции, который, кстати, технологически связан с причальной линией. Однако на конец нынешнего года данный этап так и не закончен. А вот в связи с демонтажем зданий для хранения рыбопродукции (консервов, мороженой и соленой рыбы, рыбной муки и т. д.) уменьшились объемы переработки рыбных грузов, которые в этом году составляют всего около 2,9 % от всех переваливаемых в порту грузов. Объем которых, тоже надо отметить, уменьшился в три раза относительно 1990 года. Отсюда и сокращение количества рабочих мест.
Дальше – больше: ОАО «НМРП» продает часть портовой территории, на которой обрабатываются контейнеры, московской компании ООО «УК ДВ-Альянс», аффилированной с владельцами порта. А основные земельные участки порта и наиболее ликвидные активы закладываются ЗАО «Альянс Транс-Азия», где конечными бенифициарами опять являются те же московские предприниматели. У порта остаются изношенные подкрановые и железнодорожные подъездные пути, полуразрушенные здания, стоимость которых, прямо скажем, невелика.
А ведь в 1992 году, когда начался процесс приватизации, и в декабре 1992 года, когда было зарегистрировано ОАО «Находкинский рыбный порт», уставной капитал предприятия равнялся 135 миллионам рублей. Сейчас экономическое состояние порта таково, что для выплаты всех долгов ему потребуются не годы, а десятилетия. Так, по состоянию на конец первого полугодия 2015 года порт получил убыток в размере 121 миллиона рублей. При этом выручка от оказания услуг по переработке грузов составляла немногим больше 12 миллионов. За последние пять лет стивидорами в порту было пять компаний, из которых четыре уже признаны банкротами.
И какие пути возрождения порта, на ваш взгляд, возможны?
.На мой взгляд, самым правильным решением было бы привлечение профильного инвестора, который готов усиливать рыбную направленность деятельности порта. ФГУП «Нацрыбресурс» готов обсуждать условия предоставления причалов для совестного развития деятельности порта. В рамках исполнения поручений президента страны на базе восстанавливаемой инфраструктуры порта предполагается создание рыбного кластера, который обеспечит необходимую перевалку, обработку, и переработку рыбных грузов. Такая программа действий, по мнению наших и приглашенных нами экспертов, позволит предотвратить окончательный развал Находкинского морского рыбного порта как одного из крупнейших рыбных портов России. А также сохранить высококвалифицированные кадры, профессиональные трудовые коллективы и вдохнуть новую жизнь в некогда славное предприятие рыбной отрасли.
Беседовала Наталья ВОТЧАЛ