Зима недаром злится –
Прошла её пора.
Весна в окно стучится
И гонит со двора!
– Эти строчки из стихотворения Фёдора Тютчева как нельзя лучше описывают состояние нашей февральской погоды. Солнце светит по-весеннему ярко и весело. Неутомимые ручейки находят свой путь под опустившимся снегом. Воробьи кричат бойче и смелее. А это значит: пришла пора зиму провожать да весну встречать-величать!
Вот и в музейно-образовательном комплексе «Палеодеревня» идёт активная подготовка к одному из самых любимых народных гуляний – к широкой Масленице. В будние дни и субботу (с 9 по 12 марта) сотрудники палеодеревни традиционно проводят празднование Масленицы с 9 по 12 марта для организованных групп школьников, а 13 марта в 12:00 состоится фольклорный праздник для всех жителей нашего города и окрестных посёлков и сёл.
На масленичной неделе школьники совместно с педагогами смогут поучаствовать в игре квесте «Масленица» с театрализованными персонажами, поводить хороводы на поляне палеодеревни, сжечь чучело Масленицы, а по окончании праздника по русскому обычаю угоститься чаем с блинами.
Воскресная программа рассчитана на семейную аудиторию с детьми. Гости палеодеревни примут участие в народном гулянье – театрализованной программе в традициях русской Масленицы с играми, забавами, весёлыми хороводами и сжиганием чучела Масленицы. В завершении праздника — награждение победителей городского творческого конкурса «Народная Масленица».
Для создания атмосферы народного гулянья 13 марта будут работать выставки народных мастеров из Находки, которые готовят для посетителей палеодеревни различные мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству на тему масленицы. Гости праздника смогут угоститься блюдами национальных кухонь, а также горячим чаем и блинами.
В целях популяризации и изучения народных традиций МВЦ г. Находки предлагает школьникам, студентам, семьям, клубам, творческим объединениям Находкинского городского округа и Партизанского муниципального района принять участие в городском творческом конкурсе «Народная Масленица», который продлится до конца февраля 2016 года. Конкурс объявлен по следующим номинациям:
— «Масленица своими руками» – конкурс изделий декоративно-прикладного творчества или инсталляций на тему чучела Масленицы;
— «Масленица в кино» – конкурс видеороликов о народном празднике Масленица с использованием кино- и видеохроники, фрагментов художественных фильмов, продолжительностью не более 2-х минут;
— «Масленица кистью» – конкурс рисунков на тему Масленицы.
Заявки и дополнительная информация по телефонам: 8(4236)65-64-26, 698-422, 8-914-685-11-52, 8-914-686-52-85. Предварительная продажа билетов на 13 марта в МВЦ,
ул. Владивостокская, 6.
В рамках подготовки к проведению праздника сотрудники палеодеревни с благодарностью примут от жителнй города старую одежду (кофты, блузки, платья), пригодную для изготовления чучел Масленицы, а также старые шубы из искусственного меха. Обращаться по телефону: 8-914-685-11-52.
Из истории праздника:
Древний народный праздник Масленица не закреплён за определённым числом календаря, он относится к переходящим праздникам, связанным с Пасхой. Празднуют Масленицу на последней неделе перед Великим постом, который длится семь недель и заканчивается Пасхой. А название Масленица возникло потому, что на этой неделе по православному обычаю мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты ещё можно употреблять – вот и пекут блины масленые!
Обычай празднования Масленицы ведёт своё начало с древнейших времён – греческих и римских праздников, которые в Западной Европе превратились в карнавал. Кроме того, обычаи Масленицы идут от обрядов славян-язычников, поэтому праздник сохранил в своей обрядности ряд элементов славянской мифологии. Празднование границы зимы и весны приурочивалось ко дню весеннего равноденствия. Ритуалы были направлены на изгнание зимы и встречу весны.
Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы — чучело Масленицы, забавы, катание на санях, взятие снежного городка, гулянья, у русских — обязательно блины и лепёшки, у украинцев и белорусов — вареники, сырники и колодка.
Блин – традиционный элемент масленичного гулянья, символ солнца, солярный знак. Круглые и горячие, блины символизировали небесное светило, которое все больше удлиняло дни, стремясь обогреть и осветить всю землю. Съедая кусочек маленького солнышка, люди верили, что таким образом в них попадает частичка света и тепла могучего светила.
По сложившейся русской народной традиции все дни Масленой недели имеют свои особенные названия: понедельник – встреча, вторник – заигрыши, среда – лакомка, четверг – разгул, широкий четверг, пятница – тёщины вечёрки, суббота – золовкины посиделки, воскресенье – проводы, Прощёное воскресенье.
Главные празднества в русских селеньях проходили с четверга по воскресенье. В деревнях молодёжь ходила по дворам с балалайками, рожками, бубнами. В городах организовывались ярмарки с кукольными и театральными представлениями, скоморохами, потехами и играми. В разных русских губерниях последний день – проводы или прощание с Масленицей проводились по-разному. В одних местах жители организовывали прощальный поезд – обоз, на котором устанавливалось вертящееся колесо (древние представление славян о солнце, совершающем свой круг по небу). Правил обозом мужик, весёлый, опытный в различных забавах, иногда переодетый в женское платье и олицетворяющий солнце в женском образе. Впереди поезда шли, пели и плясали скоморохи и ряженые, веселя народ.
В других российских селениях проходил обряд сожжения чучела Масленицы – символа зимы, который имеет очень древние языческие корни. Символическое чучело, как правило, сделанное из соломы и одетое в женское платье, везли на специальном масленичном поезде на главную площадь или улицу, устанавливали в центре и возводили «похоронный» костер. В костер с горящим чучелом Масленицы было принято бросать поминальную пищу: блины, яйца и хлебные лепешки. Иногда вместо куклы по селу возили живую Масленицу – нарядно одетую девушку или женщину, старуху или даже старика в рванье. Затем под крики или улюлюканье их вывозили за околицу и там высаживали или вываливали в снег. Этот обряд праздника плодородия связан с идеей возрождения сил природы через жертвоприношение. Оказывается, в этот первобытный праздник народом был заложен глубокий смысл: рождение жизни через борьбу, смерть и воскресение.
В статье использованы материалы из книг: «Мифология древней Руси». А.Н. Афанасьев; «Сказания русского народа, собранные И.П. Сахаровым»; «Праздники России»
(школьный словарь).