С 15 июля государственная регистрация прав на недвижимость удостоверяется только выпиской из ЕГРП.
15 июля 2016 года вступила в силу норма об изменении Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», на основании которой государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимость удостоверяется только выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). В связи с этим ведомство прекращает выдачу свидетельств о государственной регистрации прав, в том числе повторных.
Данное нововведение направлено на предотвращение мошенничества и для укрепления гарантии зарегистрированных прав.
Выписка из ЕГРП, удостоверяющая проведенную государственную регистрацию прав, – документ, подтверждающий факт проведения такой государственной регистрации и наличие в ЕГРП указанных в ней сведений, в том числе о правообладателе, объекте недвижимости, зарегистрированном в соответствующий день под соответствующим номером праве, правоустанавливающих документах – основаниях для регистрации права, на дату, указанную в ней в качестве даты выдачи.
Форма выписки, удостоверяющей проведенную государственную регистрацию прав, утверждена приказом Мин-экономразвития России. Она может быть выдана по запросу заявителя как в бумажной, так в электронной форме. Получить выписку можно, обратившись с соответствующим заявлением в МФЦ или направив запрос по почте. Кроме того, сведения из реестра можно получить, не выходя из дома, воспользовавшись электронным сервисом на сайте Росреестра.
По содержанию выписки, которые будут выдаваться в качестве подтверждения проведенной регистрации права, не будут существенно отличаться от выписок, которые запрашивают для проверки чистоты сделки при продаже или покупке квартиры. Данные документы действуют бессрочно, однако стоит помнить о том, что они отражают информацию об имеющихся правах на объекты недвижимости именно на дату выдачи выписки из ЕГРП.
То есть, если заявителю была выдана выписка о правах на квартиру 1 июня 2016 года, она будет действовать и в 2020 году. Но свидетельствовать она будет лишь о том, что данный заявитель являлся собственником 1 июля 2016 года, но не в 2020 году. Таким образом, для подтверждения своего права собственности, к примеру, при продаже или дарении квартиры, собственнику необходимо будет заказывать уже новую выписку из ЕГРП.
Граждане, которые получили свидетельства о государственной регистрации прав до 15 июля 2016 года, могут не беспокоиться касательно того, надо их менять или нет. Менять свидетельство не надо. Эти документы подтверждают факт регистрации возникновения и перехода права на дату, указанную в них как дата выдачи. Единственным доказательством существования зарегистрированного права согласно законодательству является только запись о государственной регистрации права в ЕГРП.
Управление Росреестра по Приморскому краю обращает внимание жителей края, что отмена свидетельств никак не меняет процедуры регистрации прав, поэтому для заявителей при получении услуги ничего не изменится. Документы на регистрацию можно будет также подать в электронном виде или обратиться в офисы Росреестра, Федеральной кадастровой палаты, в МФЦ по месту нахождения объекта. Сроки государственной регистрации (10 рабочих дней) и размеры пошлин (для физического лица они составляют 2 тысячи рублей, а для юрлиц — 22 тысячи рублей) также сохраняются.