2016 год для российских таможенников юбилейный. 25 лет назад указом президента страны была создана Федеральная таможенная служба России. За это время в её работе многое изменилось, активно внедряются новые современные технологии, которые помогают работать быстро и эффективно.
О работе таможни на встрече в редакции «НР» рассказал первый заместитель начальника Находкинской таможни полковник таможенной службы Юрий КИШИНСКИЙ. Юрий Геннадьевич работает в таможне с 1998 года, весной этого года переведен из Магадана в Находку.
— Юрий Геннадьевич, какой вклад внес коллектив Находкинской таможни в бюджет России в 2015 — 2016 гг.?
— Работа таможенной службы для страны имеет очень большое значение. В прошлом году в федеральный бюджет было перечислено 45,2 млрд рублей. С начала 2016 года таможенная служба России отправила в бюджет страны почти три триллиона рублей. Это более 50% всего формируемого государственного бюджета. Вклад Находкинской таможни с начала нынешнего года — 24,7 миллиарда рублей. Наш коллектив насчитывает почти 500 человек. Если условно разделить эту цифру на каждого таможенника, то получится, что каждый принес в бюджет страны по 50 миллионов рублей.
— Какие изменения произошли в работе таможенной службы?
— В практику работы прочно входят новые перспективные технологии. И прежде всего в такой области, как декларирование грузов. Если раньше участник внешнеэкономической деятельности на любую партию своего товара собирал большой пакет документов и приносил их лично в таможню, тратя много времени на работу с ними, то сейчас 100% деклараций в таможню подается через Интернет. Участнику не нужно никуда ходить. Он формирует документы в электронном виде, направляет в наш адрес, мы их принимаем и выпускаем декларацию.
Сегодня, чтобы зарегистрировать декларацию по отдельным категориям товаров, не требуется наличие должностного лица, так как внедрена технология автоматической регистрации товаров. Благодаря этому значительно сокращается время прохождения товара, исключаются коррупционные моменты и многие нежелательные ситуации. А главное — экономия времени, средств и сил.
Активно внедряются технологии авторегистрации, автовыпуска. Скоро придет время, когда действия таможенника при оформлении деклараций полностью заменит автоматика. Сейчас это — в порядке эксперимента, и результаты хорошие.
В нашей повседневной работе широко применяется технология удаленного выпуска. Груз поступает в Находку, морской порт Восточный, а собственник груза может находиться в любой точке страны. Чтобы оформить груз, ему достаточно отправить по Интернету декларацию в таможню, и товар после прохождения необходимых операций будет направлен по адресу назначения.
Применяются также технологии предварительного информирования и предварительного декларирования. Товар еще не прибыл на территорию РФ, а о нем уже подаются сведения в таможню. Таможенники проверяют их, и при прибытии товара, если никакие другие риски во время проверки документов не были обнаружены, груз направляется грузополучателю. Преимущества очевидны.
– Юрий Геннадьевич, а какие перемены происходят в связи с принятием Закона о Свободном порте Владивосток?
— С 1 октября вступит в силу статья 22 закона 112 о Свободном порте Владивосток. Действующими будут нормы закона о круглосуточном режиме работы пунктов пропуска, «Едином окне» при пересечении грузов государственной границы РФ, введении электронного декларирования грузов и реализации принципа «зеленого коридора» для участников внешэкономдеятельности. С этого момента в пункте пропуска останутся две службы: пограничники и таможенники, что сократит время прохождения грузов — декларирования, помещения на хранение, отправку и т.д.
Разработан и внедряется портал «Морской порт», который задействует все контролирующие органы: пограничников, федеральные контролирующие службы — Россельхознадзор, Роспотребнадзор, таможню, перевозчиков, участников внешнеэкономической деятельности.
— А что мы экспортируем и импортируем?
— Экспортируем преимущественно лес, металл и уголь. А импортируем практически все, что окружает нас в повседневной жизни. Порты Находки занимают третье место в стране по грузообороту. Преимущество у экспорта. Часть поступающих к нам товаров отправляется транзитом во все уголки страны для обеспечения нужд промышленности и быта.
— Как вы оцениваете эффективность коридора «Приморье-1»?
— Коридор создавался на основе межгосударственного соглашения между Россией и Китаем, чтобы сократить сроки прохождения товаров из одной страны в другую. Перевозка товаров на территории Китая с учетом его протяженности может занимать полтора месяца и более, в то время как его передвижение через Россию сократится в три раза. В работе коридора принимает участие не только таможня, но и РЖД, порты, транспортные компании. «Приморье-1» работает.
— Как работают ваши отдаленные таможенные пункты Пластун и Ольга?
— В едином ритме со всей Находкинской таможней. Через пункт Пластун, например, в основном экспортируется лес. Крупнейший в Приморье лесозаготовитель компания «Тернейлес» первой среди родственных предприятий страны стала внедрять новые технологии на всех этапах работы от заготовки до отправки леса: интернет-декларирование, подача отчетности по хранимым товарам в электронном виде, электронный учет количества того, что заготавливается, какое количество экспортируется, какое перерабатывается. И эти нововведения оказались созвучны переменам в деятельности таможенников. Отсюда и пост Пластун работает эффективно.
— Можно ли проследить динамику участников внешнеэкономической деятельности?
— На данный момент времени у нас около 1500 участников, а регион их регистрации — вся Россия. Наблюдается уход некоторых из них по тем или иным причинам, но количество меняется в незначительной степени.
— В прошлом году в Приморье и Находку в том числе приезжала делегация таможенников из нескольких крупных провинций Китая. Что из опыта работы китайских коллег можно применить или уже применяется у нас?
— Международное сотрудничество очень важно для таможенной службы. Благодаря ему мы имеем возможность перенимать опыт таможен других стран, а также налаживать совместные действия, улучшать нашу систему. Были достигнуты договоренности о проведении совместного эксперимента, проводящегося в автомобильных пунктах пропуска: при оформлении грузов используются данные таможенного контроля с сопредельной стороны. Например, данные по автомашинам, прошедшим в Китае таможенный контроль, поступают на российскую сторону и используются при оформлении транспортного средства при его прибытии на территорию РФ. В случае эффективности этого эксперимента подобная система станет применяться к другим категориям товаров.
В мае этого года мы принимали большую делегацию из Республики Корея. Шел активный обмен мнениями, опытом, наработками. Мы договорились взаимодействовать по разным направлениям.
— В зоне деятельности Находкинской таможни были случаи уничтожения санкционных товаров?
— Да, в силу указа президента мы осуществляем контроль по недопущению в нашу страну подобных товаров. За все время у нас был один такой факт с продуктами питания: контейнер не был допущен к ввозу. В 2015-2016 годах таких случаев не было.
— В СМИ часто публикуются материалы о том, что таможней возбуждаются уголовные дела в отношении недобросовестных участников внеш-экономдеятельности. Чем заканчивается их рассмотрение — реальными сроками или штрафами?
— Наша задача — таможенные пошлины должны быть уплачены. И лица, нарушившие закон, при возбуждении уголовного дела стараются избежать крайних мер по отношению к ним. Последний пример — на участника ВЭД, не уплатившего полную сумму пошлины, было заведено уголовное дело. Уже во время судебных слушаний он заплатил полтора миллиона рублей пошлины за поступивший в Россию груз.
— Насколько эффективна правоохранительная деятельность таможни?
— Правоохранительная часть в Находкинской таможне работает очень активно и эффективно. В данной сфере она одна из первых в регионе. За прошедшее полугодие было возбуждено 32 уголовных дела и 414 дел — об административных правонарушениях.
— Сократилось ли количество сотрудников в сравнении с прошлыми годами?
— В последние годы во всех федеральных органах идет сокращение. Два года назад число сотрудников нашей таможни было около 600, в этом году работает около 500 профессионалов.
— Чем отличаются требования к сотрудникам таможни, например, 10 – 15 лет назад и в наши дни?
— Объем работы постоянно увеличивается: добавляются дополнительные функции, которые ранее выполнялись другими ведомствами. Раньше у таможенника была одна основная функция – контроль груза и судна, на котором груз прибыл. Сейчас спектр выполняемых таможенником функций значительно расширился и в рамках Свободного порта Владивосток увеличится еще больше.
— Юрий Геннадьевич, где таможенники проходят повышение квалификации?
— У нас есть сеть таможенных академий, которые готовят квалифицированные кадры. На этих площадках наши должностные лица в течение года в обязательном порядке проходят повышение квалификации. Как правило, повышение квалификации проходят раз в три года. Предусмотрена практика дистанционного обучения, стажировок. Также в таможне еженедельно проводится профессиональная учеба.
— Принимаете ли вы молодых выпускников на работу в таможню?
— Да, на конкурсной основе. Если выпускники вузов подтверждают хорошие результаты, то мы стараемся принимать их на вакантные места. Сейчас, например, объявлен конкурс на инспекторскую должность отдела применения инспекционно-досмотровых комплексов. Уже поступило около 30 заявлений на участие в нем. Кандидат, который станет победителем, будет работать, а тех, кто покажет высокие знания, зачислим в резерв. Это дает возможность устроиться на работу, если откроется какая-либо должность. Как правило, те, кто показывает хорошие результаты, трудоустраиваются.
Дарья МАХНОВА