ВОСТОЧНЫЙ филиал ФГУП «Росморпорт» представляет собой сегодня одно из крупных предприятий транспортной отрасли Дальнего Востока. Филиал осуществляет свою деятельность в морских портах Восточный и Находка, предоставляя широкий спектр услуг в морских портах, включая комплексные услуги по безопасному судоходству в акваториях морских портов и на подходах к ним. Трудовой коллектив Восточного филиала ФГУП «Росморпорт» насчитывает порядка 300 человек. Представители филиала входят в состав различных совещательных и консультационных региональных и федеральных органов. Директор предприятия, депутат, председатель постоянной комиссии по бюджету, финансам и налогам Александр Киселев избран членом совета директоров АСОП. В канун профессионального праздника с ним наша беседа о задачах предприятия, перспективах развития.
Александр Анатольевич, насколько количественно и качественно изменился характер и объем работы госпредприятия за последние годы?
— И то и другое изменилось и увеличилось многократно. Это подтверждает и хронология событий этих лет. Восточный филиал ФГУП «Росморпорт» был образован в ноябре 2003 года. 1 июня 2004 года мы начали осуществлять взимание портовых сборов и вести активную хозяйственную деятельность в морских портах Восточный и Находка.
Через четыре года Росморпорту было передано федеральное имущество, ранее находившееся у ОАО «Нефтепорт». В феврале 2009 года в связи с объединением администраций морского и рыбного портов в единую администрацию морского порта Находка мы значительно увеличили количество лоцманских проводок судов в акватории порта.
Говоря о количественных и качественных изменениях объема работы предприятия в целом необходимо отметить, что, безусловно, морской грузопоток из-за кризиса временно снизился, однако российский рынок морских перевозок обладает по-прежнему большим потенциалом, что позволяет оптимистично оценивать перспективы российского рынка портовых услуг.
Какие перемены произошли в связи с этим в деятельности Росморпорта?
— Анализ финансово-экономического состояния ФГУП свидетельствует о финансовой устойчивости предприятия — наблюдается рост доходов по сравнению с уровнем прошлого года на 8%. При этом необходимо отметить, что портовые сборы, составляющие основную долю в доходах предприятия, незначительно уменьшились (1%) или практически остались на уровне 2008 года.
Основными факторами, влияющими на финансовую ситуацию в условиях кризиса, являются показатели грузооборота, от которых зависит доходная часть, а также нестабильность курса рубля по отношению к доллару США и евро, которая привела к отрицательным курсовым разницам по валютным обязательствам предприятия.
Все отношения, связанные с ведением хозяйственной деятельности в морских портах, стали более прозрачными. Эффективность использования федерального имущества, поступления в бюджет значительно возросли. Единый хозяйствующий субъект объединенного имущественного комплекса в морских портах, позволил не только более концентрированно и целенаправленно использовать финансовые ресурсы, но и избежать неоправданных финансовых потерь. Инвестиционная привлекательность предприятия многократно возросла.
В настоящее время платежеспособность филиала находится на удовлетворительном уровне. Росморпорт способен к погашению своих краткосрочных обязательств. Показатели коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами немного ниже нормативных вследствие необходимости создания и развития дорогостоящих объектов портового хозяйства за счет бюджетных и привлеченных средств.
Меняют ли время и новые экономические условия в стране задачи предприятия?
— Конечно. В числе новых направлений — участие в разработке генеральных схем развития морских портов, комплексное обслуживание судов, рациональная эксплуатация, модернизация и техническое перевооружение объектов портовой инфраструктуры, привлечение частных инвестиций в развитие портовой инфраструктуры.
ФГУП «Росморпорт» принимает самое непосредственное участие в решении проблем, которые в соответствии с правительственной программой модернизации транспортной системы и Стратегией развития транспорта определены приоритетными на ближайшие годы. К ним относятся — развитие прибрежно-портовой инфраструктуры, обеспечение безопасности мореплавания, ледокольное обслуживание морских портов, разработка и реализация проектов паромных морских перевозок.
Для стабильности финансового состояния предприятием приняты определенные меры, которые, прежде всего, направлены на сокращение расходов. Была пересмотрена программа деятельности, разработанная до кризиса. Не обошлось без сокращения расходов по содержанию автотранспорта, топливу и ремонту гидротехники. Предпринятые действия позволили минимизировать мероприятия по сокращению численности штатов.
Какие преимущества деятельности вашего предприятия в целом наиболее важны для государства как собственника морских объектов и сооружений?
— На сегодняшний день преимуществ и возможностей развития российских морских портов немало. Прежде всего это экономический потенциал нашей страны и значительный по масштабам объем экспортно-импортных перевозок, в том числе транзитных. Несомненные плюсы — готовность портового бизнеса вкладывать солидные средства в развитие терминальных мощностей; наличие высококвалифицированных кадров и сложившейся системы образования; создание новых терминалов, которые обеспечат в перспективе обработку и стабильную работу российского флота.
ФГУП «Росморпорт» эксплуатирует, строит, модернизирует и ремонтирует все принадлежащее ему имущество, объекты портовой инфраструктуры, расположенные на территориях морских портов, проводит дноуглубительные работы для поддержания объявленных глубин акваторий морских портов у причалов, на подходных каналах. Оказываются все виды услуг судам на подходах и непосредственно на акваториях морских портов по безопасному судоходству, маневрированию и стоянке. Мы принимаем участие в проведении аварийно-спасательных работ и ликвидации последствий загрязнения акваторий и территорий морских портов, в осуществлении охранной и противопожарной деятельности на сооружениях и объектах морского транспорта.
Восточный филиал предпринимает все необходимые действия для обеспечения уставных задач. Приоритетными всегда являются организация эффективного использования федерального имущества, безопасная эксплуатация гидротехнических сооружений, систем обеспечения безопасности мореплавания, cдача в аренду имущества, технический надзор за ремонтом, реконструкцией и новым строительством гидротехнических сооружений и других портовых объектов, в том числе перегрузочных комплексов и терминалов.
Александр Анатольевич, как ваше предприятие обеспечивает экологическую безопасность на море?
— Это одно из важнейших направлений в нашей деятельности. Филиал имеет на балансе 2 судна-сборщика льяльных вод, 6 нефтемусоросборщиков и инсинераторную установку для утилизации всех видов судовых отходов.
В мае 2008 года был решен вопрос получения лицензии на работу с опасными отходами, что позволило филиалу прекратить сдачу НСВ на ХЗС «Лазурный-2» и начать самостоятельно производить очистку собираемых нефтесодержащих вод для получения низкосортного топлива с дальнейшей реализацией. Оказание услуг в портах Восточный и Находка осуществляется как силами самого филиала, так и с привлечением сторонних организаций на договорной основе. Утилизация сточно-фекальных вод производится в соответствии с требованиями природоохранного законодательства за пределами территориальных вод РФ. Нефтемусоросборщики осуществляют очистку акваторий портов от плавающего мусора и нефтяной пленки, оказывают дополнительные услуги по очистке акваторий водопользователей-стивидорных компаний.
Как и по каким направлениям взаимодействует ФГУП с другими предприятиями Находки?
— Установлены партнерские отношения со стивидорными, агентскими, аудиторскими и инвестиционными компаниями. Создана система комплексного страхования имущества и ответственности предприятия. Всё имущество, находящееся на балансе ФГУП «Росморпорт» страхуется в равных долях и на одинаковых условиях страховыми компаниями.
Директор филиала Росморпорта – депутат городской думы нескольких созывов. Помогает ли потенциал руководителя в депутатской деятельности?
— Скорее, обязывает делать больше и быстрее. Свою главную задачу на этом общественном поприще вижу в содействии по созданию условий для развития отрасли морского транспорта в пределах родного города, что немаловажно для горожан. Потенциал руководителя Восточного филиала ФГУП «Росморпорт», а также многолетний опыт работы в данной отрасли, конечно, имеет колоссальное значение. Многим удалось за эти годы реально помочь в решении их житейских и профессиональных проблем.
В преддверии профессионального праздника хочу поздравить и выразить искреннюю признательность и благодарность всем работникам и ветеранам морского транспорта за добросовестный труд, профессионализм и преданность делу. Уверен, ваши знания и опыт, мастерство и ответственность позволят решить поставленные перед отраслью задачи и станут залогом дальнейшей успешной работы морского транспорта на благо Отечества.
Нина КОЛЬЦОВА