Маленькие «ручейки» большой проблемы

IMG_1240Угольная тема, актуальная для Находки последнее десятилетие, и ставшая в одночасье главной новостью февраля на всех информационных каналах даже далеко от Приморья, так же быстро поделила стивидорные компании, перегружающие на своих причалах твердое топливо, на две группы. Правда, в построении этих рядов ничего нового не произошло. И давно, и вчера, и сегодня одни, перегружая уголь, даже не пытаются рассказать горожанам, что они делают, какие меры принимают и сколько вкладывают, чтобы максимально снизить негативное воздействие угольной пыли, неизбежной при таких видах работ, и обезопасить людей и все живое вокруг.


Другие готовы к диалогу всегда, информацию о проблемах, мерах, результатах работы в пользу экологического равновесия, безопасности проживания и жизнедеятельности под сукном не держат. А в час пик разных настроений и мнений на одну тему готовы всё наглядно показать. В прошлом году десант журналистов со всего Приморья принимал угольный терминал Восточного порта, где перевалка угля идет в закрытом режиме. На этой неделе гостей с камерами, диктофонами и объективами по своей инициативе принимала стивидорная компания «ЕВРАЗ Находкинский морской торговый порт», одна из крупнейших на Дальнем Востоке. В прошлом году грузооборот порта подошел к отметке 10 миллионов тонн грузов, большую часть которых составило твердое топливо.
И территорию для знакомства предложила самую горячую — мыс Астафьева, про которую в эти дни не вспомнил, не рассказал, не показал с видовой площадки напротив через бухту, не порассуждал о вреде угольной пыли и угрозе здоровью только очень ленивый. Ведь жилой микрорайон от причалов в этой части города очень близко. Наш автобус с журналистами краевых и местных СМИ проехал через проходную и остановился в самом центре второго терминала порта. Смотреть, снимать, спрашивать предложили обо всем, что интересно. А интересно журналистам было многое, учитывая объемы грузооборота, техническое оснащение и возможности двух терминалов, где перегружается уголь.
Наши ожидания увидеть клубы черной пыли над угольными штабелями не сбылись. Воздух свежий, ветер дует, а на фронте выгрузки угля из вагонов чистота и порядок. Мы обошли терминал по периметру, фотографируя все уголки, и только потом задали вопросы. Нас, конечно, прежде всего волновала проблема пылеподавления.
В порту разработана целая система подавления угольной пыли. Это орошение штабелей водой и при сортировке груза, специальная система орошения угля водяными пушками. Если полученный сыпучий груз не отгружается в течение одной недели, то он укрывается защитными пологами. Места складирования перевалки угля ограждены бетонными ограждающими блоками. Обязателен ежесменный полив дорог и технологических проездов на территории терминала. А главное — часть открытых складов угля огорожена ветропылезащитными экранами из металлического перфорированного профиля, — рассказывает Евгений МАРШАЛКО, директор по охране труда и производственным системам стивидорной компании. — Установка ветрозащитных экранов — одна из наиболее эффективных мер защиты воздуха от угольной пыли. Наш порт — первое в Приморье предприятие, которое применило у себя такую технологию в пользу экологии. Этот опыт организации работы по переработке угля давно используют в Японии и Китае, где повсеместно применяется перевалка угля открытым способом. Металлические экраны позволяют полностью исключить попадание угольной пыли через экраны. Благодаря множеству мелких отверстий такие заграждения гасят поток ветра и разбивают его на мелкие «ручейки», которые не настолько сильны, чтобы поднимать пыль.
— Реально ли перевести перевалку угля к закрытому способу как более безопасному? — поинтересовались мы.
— Закрытая перевалка — это не панацея, учитывая ряд негативных моментов, которые возникают при таком способе переработки груза. В азиатских и европейских странах таких портов единицы. Это во многом связано с рисками для обслуживающего персонала, — считает Евгений Олегович. — Наше предприятие, сохраняя специализацию, реализует целый ряд экологических программ, чтобы минимизировать негативное воздействие на окружающую среду.
Ярко-оранжевые экраны высотой 15 метров протянулись на 450 метров, отгородив место выгрузки–погрузки от основной части терминала. Заглянули мы и сюда, где разгружались вагоны с углем, воочию увидев водяные пушки и весь процесс орошения угольных штабелей. В простом, на первый взгляд, процессе перегруза угля из вагонов на причал тоже, оказывается, немало своих сложностей и жестких требований. Они подробно расписаны в рабочей технологической карте на перегрузку сыпучего груза, которые знают все портовики, и им об этом напоминают в начале каждой смены.
Например, раскрытие грейфера (ковша) осуществляется на высоте одного метра от пайола или слоя груза, что препятствует образованию угольной пыли. Пункт, казалось бы, простой, но сколько плюсов в части чистоты воздуха приносит. И спрашивают с крановщика за неукоснительность исполнения по полной. Использование грейферов наибольшей емкости, отвечающей грузоподъемности крана, уменьшает количество циклов работы техники, уменьшая соответственно суммарные потери и пылеобразование. Погрузка-выгрузка прекращаются при неблагоприятных условиях погоды и скорости ветра более 10 метров в секунду.

В июне 2017 года Находкинский морской торговый порт отметит свое 70-летие. Одно из старейших и крупнейших предприятий города сегодня соединено с любой точкой Евразийского континента Транссибом, способно разгружать до 450 вагонов в сутки, складские площади составляют более 300 тысяч кв. метров. ЕВРАЗ НМТП имеет 15 универсальных грузовых и один вспомогательный причал с общей длиной три с половиной километра, которые могут принять одновременно 15 судов. Портовые мощности позволяют обрабатывать 1500 судов в год. Порт – это десятки портальных кранов грузоподъемностью до 40 тонн, 84-тонный мобильный портовый кран, автокраны, мостовые перегружатели. Плавкран «Богатырь-2» — единственный на Дальнем Востоке, способный перевезти на себе до 900 тонн и перегрузить тяжеловесный груз до 300 тонн.

Еще одно немаловажное требование — подъем и перенос наполненного грейфера осуществляется только после прекращения просыпания груза с него и плотного закрытия кромок. На практике со стороны это видится, как замедленный режим перегруза в одном заданном режиме. А эффект виден тоже невооруженным глазом – пыли нет. Ежедневный мониторинг ситуации на причалах специальными приборами, которые фиксируют все изменения, — контролер беспристрастный.
И это далеко не весь перечень обязательных требований к организации работы на причалах, которые реально выполняются в порту. В декабре прошлого года, например, на терминале побывали представители партии «Зеленые». Они осмотрели все его уголки, беседовали с портовиками, убедившись в том, что в порту принимаются действенные меры по снижению негативного воздействия на окружающую среду в районе действия предприятия на мысе Астафьева. Как положительный был отмечен и тот факт, что несколько лет назад порт взял на себя расходы и организацию полива с наступлением тепла придомовых территорий домов на ул. Астафьева, №№15, 19, 21, фасады которых смотрят окнами на море. И поливку части городской автодороги, примыкающей к границам порта, тоже.
А вот что говорит статистика. За последние три года предприятие направило на мероприятия по сохранению экологического равновесия около 120 миллионов рублей. Средства были направлены на приобретение пылезащитных экранов, четырех водяных пушек, трех поливоуборочных машин, изготовление ограждающих блоков, зачистку морского дна у причалов. В планах нынешнего года — направить на выполнение экологических проектов 15 миллионов рублей.
— В любом деле нельзя не учитывать человеческий фактор. Да, у нас жесткие технические требования к безопасности, обязательные к исполнению при перевалке груза. Максимальны они и к действиям портовиков на всех остальных участках. Наша задача — донести важность этой работы до каждого портовика. Без понимания актуальности задачи ответственность за её выполнение снижается. Есть у нас такое понятие, как поведенческая беседа безопасности. Это не аудит, а именно беседа, цель которой — обратить внимание работника на его опасные действия до того, как они привели к травме. Важно, чтобы специалистов, отвечающих за охрану труда и технологическую и экологическую безопасность, собеседники УСЛЫШАЛИ. Тогда они — союзники и самые главные помощники. И это понимание в нашей общей работе присутствует, — уверен Евгений МАРШАЛКО.
В этот же день в городской думе прошло заседание постоянной комиссии по экологии и благоустройству. На повестке дня — угольная тема. Депутаты пригласили представителей всех стивидорных компаний Находки, чтобы сообща обсудить актуальный для города и горожан вопрос. Евгений МАРШАЛКО рассказал о том, как, какими средствами решается проблема экологической безопасности на предприятии, каковы первые итоги. Вопросов после его отчета не последовало.

DSC03987 IMG_3659

Наталья ВОТЧАЛ
Запись опубликована в рубрике События, факты. Добавьте в закладки постоянную ссылку.