Сегодня — День российской науки
Наш собеседник — Лариса Долгалёва, проректор по научно-исследовательской работе Института технологии и бизнеса, кандидат биологических наук, защитила диссертацию в ДВО РАН на тему «Кедровые и кедрово-широколиственные леса в условиях заповедного и хозяйственного режимов». Автор более 60 публикаций, одной монографии. Совершала экспедиции в Монголию, Китай, Забайкалье, по Камчатке, Приморью. Преподавательский стаж — почти 20 лет.
-
Лариса Михайловна, науку большинство из нас понимает в узком смысле слова, она ассоциируется с кропотливыми опытами, исследовательской работой. А в какой мере можно говорить о присутствии науки в обычном находкинском вузе, в данном случае — ИТиБе?
— Наука — деятельность, направленная на познание объективной реальности. Такая формулировка дается в философском словаре. А способы познания могут быть разными. В этом смысле научными могут быть не только опыты на коллайдере, математические расчеты траектории полета орбитальной станции или новые операции по пересадке органов. Вообще говорить о науке американской, российской, приморской или находкинской некорректно. Так, работы биохимиков в области исследований биологически активных веществ морских гидробионтов Тихоокеанского института биоорганической химии во Владивостоке имели мировое звучание. Другое дело, что в условиях небольшого вуза сложно развивать высокотехнологичные направления из-за высокой стоимости оборудования, отсутствия специалистов для обслуживания. Но мы на них и не замахиваемся. Актуальность тематики определяется региональными потребностями, заказом предприятий и муниципальных образований, сотрудничеством с НИИ ДВО РАН.
В настоящее время в вузе сложились две научные школы. Область прикладных исследований ИТиБа – менеджмент, инновации в экономике, технологии продуктов питания. В этих областях мы получаем весьма приличные результаты: разработки, патенты, в скором времени ждем очередных защит диссертаций наших аспирантов. Разработка пищевых и лечебно-профилактических продуктов, технологии соево-молочных продуктов, безотходная переработка морских ресурсов – в центре научных приоритетов кафедры продуктов питания, которая не только исследует и обосновывает рациональность переработки, но и дает новые пищевые продукты. Например, известно, что добыча минтая в результате перелова резко снизилась. Между тем непримечательный бычок прибрежного лова по биологической ценности может частично заменить эту рыбу. Так же, как минтай или треска, он относится к «столовым» видам рыб, маложирным (не более 1,1 % жиров) и белковым (до 20 % белков). Одна проблема – он имеет большую голову и небольшое по массе тело. Как эффективно перерабатывать такое сырье, если половина массы идет сейчас в отходы? Эту задачу решила наш аспирант Алевтина Югай. Экологически чистый, полезный, без вредных добавок, не расслаивающийся дешевый майонез на основе эмульсии из голов и обрези этой полезной рыбы – одна из рецептур, разработанных в результате этого исследования. Документы на патентование готовятся.
Еще одна проблема, которая решается учеными ИТиБа, — устойчивое рекреационное развитие региона. Экологический туризм находится в стадии становления, развивается стихийно, без учета экономических и ресурсных оснований. Какие виды туризма востребованы в регионе, какова экономическая эффективность маршрутов и туров, сколько туристов может «принять» без ущерба для природы тот или иной природный объект? Эти и многие другие вопросы решаются специалистами в области менеджмента туризма. Зачастую разработка выливается в бизнес-планы, которые заказывают кафедрам организации и частные лица. А это значит, исследования востребованы.
Мы не замкнуты на своих изысканиях. В части экологических исследований ИТиБ долгое время сотрудничает с Ботаническим садом-институтом ДВО РАН, проводя совместные экспедиционные исследования, конференции, семинары. Развиваем международные связи. В декабре 2010 года я была на стажировке по экологическому менеджменту в Америке, где достигнута договоренность с Западно-Вашингтонским университетом по совместным исследованиям в области ресурсосберегающих технологий.
-
У ваших студентов немало наград, в том числе во всероссийских олимпиадах, за победы в конкурсах и работы в области менеджмента туризма. Есть ли от них практическая польза? Что дает студентам опыт участия в научной жизни, конференциях для будущей профессии, которая не связана с наукой?
— Да, мы включаем студентов в научную работу кафедр, а результатом её и являются победы в конкурсах и олимпиадах. Более 50 дипломов за пять лет завоевали наши студенты во всероссийских и краевых конкурсах и олимпиадах. Ежегодно наши выпускники – в числе победителей всероссийского конкурса выпускных квалификационных работ. Но польза от наград и дипломов не в том, что они украшают стены вуза и тешат самолюбие студентов. Это огромный аналитический опыт, необходимый для современного специалиста.
Работая над бизнес-планом турмаршрута, наши студенты не только готовят экскурсионный текст, маршрутную и технологическую карты, образцы документов для клиента и менеджера, но и проводят социологическое исследование востребованности тура, оптимизации стоимости, обоснование экономической эффективности, расчет окупаемости, логистических схем передвижения. А это позволяет выбрать лучшее, оптимальное для клиента и турфирмы решение, делающее маршрут более выгодным. Разве не в этом заинтересована турфирма? И разве не это делает специалиста с такими навыками конкурентным? Как правило, студенты разрабатывают научную тему, начиная с работы над курсовыми и заканчивая дипломным проектом хорошего аналитического уровня. С таким багажом наших выпускников легко принимают на работу.
-
Есть ли среди выпускников те, кто связал свою жизнь с научной деятельностью?
— Разумеется, для этого и работаем. Пятеро наших бывших студентов теперь преподаватели в ИТиБе, аспиранты. Трое из них (тьфу-тьфу, чтобы не сглазить) выходят в ближайшее время на защиту диссертаций, корректируют работы для представления в диссертационные советы. В аспирантуре учатся Екатерина Рудковская, Ольга Шевчук, Ирина Столбикова, Тамара Иксанова, Елена Кондрашина, Александра Кравец — все это выпускники нашего института. Кто-то из них работает на предприятиях, кто-то преподает в ИТиБе или в других вузах. Так или иначе аналитическая работа выводит их на новый уровень, позволяющий мыслить системно, прогностически, повышает качество специалиста, его конкурентоспособность.
-
Сегодня на всех уровнях говорят о необходимости развития науки, поддержке ее материально-технической базы. Превращаются ли, на ваш взгляд, эти слова в реальные дела?
— Трудный вопрос. В чем-то да, в чем-то нет. Ту яму, в которую опускалась российская наука в результате перестройки в течение десятилетий, невозможно сравнять в короткий срок только новоиспеченными законами и постановлениями. Отъезд перспективных ученых, отчаявшихся на нищенских зарплатах, развал научных институтов, отсутствие перспектив для молодых кадров, с одной стороны, и необходимость качественной перестройки науки, пересмотра научных приоритетов, получения реальных результатов не только в области космических технологий, но и в биологии (особенно клетки и гена), информационных и нанотехнологий — с другой потребовали новых подходов в науке. Запрос государства сегодня — приоритет в нанотехнологиях, химии, военных разработках, информатике, генной инженерии. И для развития этих направлений делается очень много. Новые лаборатории, повышение материально-технической базы, новые научные коллективы, успешно работающие в этих направлениях.
Я была в этом году в Москве в Институте биологии гена и видела: появились гранты, конкурсы для молодых ученых, новые лаборатории. Все это надо, но нельзя забывать о других направлениях. Как показывает опыт, финансирование одного направления в ущерб другим негативно сказывается на развитии. Между тем ХХ1 век назван веком биологии, особенно биологии среды. Мы не сможем системно развивать экономику без знания экономики ресурсов, знания экологических законов. Увы, потребности безграничны, а ресурсы ограничены. Это закон. Ресурсосберегающие технологии и рециклинг — основы эффективного развития общества. Кстати, в Америке это хорошо понимают и настроены на всемерное внедрение имеющихся и разработку новых экологических технологий в городе. «Урбанизм для здоровой жизни» – новый поезд развитых стран. Сможем ли мы в него запрыгнуть? Все зависит от нас.
-
Как вы считаете, престиж профессии преподавателей и людей науки в наши дни растет, не меняется или падает?
— В вузе престиж преподавателя прямо пропорционален его компетентности и порядочности. Я могу объяснить студенту, что от него требуется, и дать соответствующие знания. Все остальное — работа в библиотеках, сравнительный анализ систем, общая эрудиция — зависит от него. Известный афоризм Дизраэли: «Подарок хорошо пришелся, если его хорошо приняли», – как нельзя более подходит к обучению. Если четыре года занимаешься КВНом и ничем больше, глупо обвинять преподавателей, что тебя чему-то не научили. В целом, судя по тому, что у нас остаются работать лучшие выпускники, на вечер встречи собираются полные аудитории бывших студентов со словами благодарности преподавателям, о падении престижа не скажешь. Да и профессия преподавателя, требующая творчества, коммуникабельности, постоянного повышения уровня знаний, профессионального роста, всегда вызывала уважение.
Беседовал Валерий БЕЛЬЦОВ