Под парусом мечты

В конце лета 2016 года в заливе Восток прошла Международная парусная регата Pacific Rim 2016 Nakhodka. Это традиционные соревнования, которые проводятся каждые два года в одном из приморских городов-побратимов шести стран АТР – в российской Находке, американском Беллингхеме, канадской Виктории, новозеландской Тауранге, австралийском Порт Стефенсе и японской Тояме.

Честь России здесь защищали находкинские  яхтсмены на 25-футовых яхтах «Артист» и «Поэт». Они  провели десять гонок и завоевали первое место. Это не первая блестящая победа наших спортсменов на таком уровне.

В том же году на международной парусной регате на Кубок адмирала Ли Цу Сина в Корее экипаж находкинской 40-футовой яхты «Гастион» в подгруппе «А»ORS красиво обошел своих соперников и стал абсолютным чемпионом. Во второй подгруппе «В» первенства добился экипаж находкинской яхты «Фёст». Победители награждены переходящим серебряным кубком весом в два центнера. Аналогичные соревнования пройдут в ноябре текущего года, и нашим спортсменам предстоит побороться за то, чтобы удержать первенство.
Истоки зарождения парусного спорта в Находке уходят в 60-е годы прошлого века. Последние 30 лет история его развития тесно связана с Виктором ХОДЫРЕВЫМ, опытным яхтсменом, ныне президентом парусной федерации Находки. После окончания ДВПИ в 1980 году он получил специальность архитектора. По распределению молодой специалист попал в Находку. В 1982 году во время отпуска на озере освоил серфинг. И надолго запомнил драйв, который получил там. Серфинг настолько захватил парня, что он пешком ходил в яхт-клуб «Антарес», брал напрокат доску с парусом и продолжал совершенствоваться.
В 1985 году Виктор ХОДЫРЕВ взялся за реализацию собственного проекта МЖК. В его команде строителей тогда оказался Николай ГУНИК, капитан яхты «Шанс», который в свободное от работы время учил Виктора управлять парусами. Так он стал членом экипажа яхты и участником парусных регат. Спустя десять лет в Находку пришла новороссийская яхта «Мореход».
Пока она бесхозно стояла у пирса, разворовали почти всё ее оборудование, судно стало протекать. Виктор слетал в Новороссийск, разыскал хозяев и договорился о покупке «Морехода». Затем вместе с Геннадием ЧЕЧУРИНЫМ и Анатолием ЗАВИЗИОНОВЫМ восстановили яхту, приобрели паруса и стали принимать участие в соревнованиях. На первой международной парусной регате Pan Pacific на дистанции Владивосток — Осака (1200 миль) экипаж стал бронзовым призером. Из года в год их авторитет и слава на парусных гонках стран АТР только растут. Увлечение парусом настолько захватило Виктора, что он продолжает отдавать ему почти все свободное время.
Сегодня гоночный парусный флот Находки – четыре яхты, две из которых — «Гастион» и «Фёст» — 40-футовые, океанского типа, и две небольшие, 25-футовые, – «Артист» и «Поэт». На «Гастионе» командором является Виктор ХОДЫРЕВ, на «Артисте» – его сын Дмитрий, на «Поэте» и «Фёсте» – опытный яхтсмен Александр ТРОФИМЕНКО. Гоночный флот Владивостока в десять раз больше, однако первые и призовые места на международных регатах, чемпионатах России и края регулярно завоевывают находкинцы. Так, на чемпионате Приморского края в нынешнем году первое место завоевала яхта «Артист», второе – «Поэт». На традиционных соревнованиях «Семь футов», которые ежегодно проходят в заливе Петра Великого, в этом году на первом месте наш «Гастион».
По стопам отца
Дмитрий ХОДЫРЕВ в восемь лет пришел на занятия в детскую парусную школу яхт-клуба «Антарес». В свои 37 лет он прекрасный пловец, хорошо ныряет, играет в команде водного поло. Яхтсменом начинал на «Мореходе». В 14 лет первый раз сходил с отцом в Корею в составе экипажа этой яхты. Учеба в институте прервала его занятия, но после получения диплома вернулся в Находку и снова попросился в экипаж. Сегодня он – главный инженер строительной компании, капитан яхты, трехкратный чемпион России и мастер спорта. Парусный спорт требует очень много времени и денег. Но Виктор очень рад тому, что сын увлекается парусами, хотя этот спорт сопряжен со многими опасностями.
— Однажды наш экипаж возвращался из Осаки. До родного берега оставалось около 60 миль. Попали в шторм. В прибрежной полосе, где разные течения, циклоны намного опаснее, чем в открытом море. Я стоял на руле, приходилось лавировать между высокими пенными гребнями волн. Убрав паруса, шли со скоростью всего пять узлов. В темноте огромная волна оторвала меня от руля и швырнула в море. Яхта перевернулась, а ее палуба выгнулась над моей головой. Когда волна отошла, яхта произвольно скатилась с гребня и стала в привычное положение. И меня благодаря тому, что был пристегнут, вырвало из моря и бросило к рулю. Конечно, тогда все сильно перепугались. Но никто из экипажа серьезно не травмировался. А вот внутри яхты был полнейший беспорядок, — рассказал Виктор ХОДЫРЕВ.
Море ошибок не прощает
Шутить с морем нельзя. Оно не прощает безалаберности и пьянства, самоуверенности и лени, шлифует людей, удаляя все наносное. Прежде чем стать яхтсменом, надо сдать экзамены, получить соответствующую квалификацию. Без этого не допускают к соревнованиям. К примеру, Корея, где часто проходят парусные регаты, всего-то 20 лет назад стала морской державой. Поэтому в их своде правил долго оставались некоторые недопустимые послабления для яхтсменов. В частности, разрешалось пить пиво на борту. Года три назад в Корее проходила международная регата на кубок Ли Цу Сина. Во время гонок погибла женщина. А годом позже пьяный кореец выпал за борт яхты, и его не спасли. Тогда остро встал вопрос: проводить такие соревнования дальше или нет?
В итоге с прошлого года перестали допускать к регатам не только выпивших, но и неквалифицированных яхтсменов. В Пусане на прибрежной полосе установлено много рыбацких сетей и порядков. И любители-яхтсмены, не зная, как их обойти, часто рвут сети килями, нанося ущерб прибрежному рыболовству. Все это было учтено. При подготовке к очередным соревнованиям из 120 заявленных 80 яхт-участниц допущено к гонкам не было.
С любителями, по словам Виктора ХОДЫРЕВА, трудно гоняться. Их яхты часто сталкиваются на воде, вносят много беспорядка и неразберихи. А море спокойным бывает очень редко, и экипаж должен быть готов ко всему. Ночью все должны быть пристегнуты к специальным леерам. Нарушая правила, человек может оказаться за бортом. Это опасно. На памяти трагический случай далеких 80-х, когда гостя на яхте смыло волной и он погиб.
РастЁт достойная смена
— А как сегодня пополняется состав федерации юными яхтсменами? — интересуюсь у Виктора ХОДЫРЕВА.
— За счет собственных средств организовали прямо в нашем офисе учебный класс со всей необходимой атрибутикой. Зимой обучаем ребят теории по таким морским дисциплинам, как навигация, морская метеорология, безопасность мореплавания, устройство яхт и др. Занятия проводятся бесплатно тренером-преподавателем – капитаном 2 ранга в отставке и потомственным моряком Семеном ХВОРОСТУХИНЫМ. Перед началом каждого учебного года он ходит по школам и рассказывает ребятам о парусном спорте и возможностях федерации. Кстати, на последних соревнованиях, посвященных Дню Военно-морского флота России, за активное воспитание молодежи мы вручили ему путевку и билеты для проезда на международную парусную регату в Окленде, – рассказал собеседник.
Летом в яхт-клубе «Антарес» на малых яхтах «Оптимист» и «Кадеты» юные воспитанники проходят практику. В советские времена средства на эти цели выделяло государство. Сегодня все расходы за свой счет.
В парусном спорте нет возрастных ограничений, в Приморье для яхтинга есть все: тренировочные базы с опытными наставниками, победные традиции регионального, федерального, международного уровней и главное – интересная морская акватория, которая каждый год привлекает яхтсменов из центральных регионов, Урала, Красноярского, Хабаровского краев и других мест, в том числе иностранцев.
Сегодня в парусной федерации Находки 49 человек. Из молодых яхтсменов, подающих большие надежды, Виктор ХОДЫРЕВ с удовольствием выделил Дмитрия ХОДЫРЕВА, Антона НИКОЛЕНКО, Георгия НАЗАРОВА, Алексея КОНДРАТЬЕВА, Андрея ПОБЕДИНА, Андрея ТРИФОНОВА, Георгия ПИМКИНА, Алексея ПЕРЕМЫШНИКОВА и Олега МАЛАХОВА. Есть надежда, что с созданием детского парусного центра количество спортсменов и гоночных яхт в Находке существенно увеличится.
Виктор ХОДЫРЕВ со своими единомышленниками подготовил проект создания в Находке яхт-клуба с детским парусным центром международного уровня. Проект получил одобрение краевой и городской администраций. На сегодняшний день решаются вопросы формирования земельного участка, финансирования, а потом уже самое «простое» – построить.


Владимир ПАНТЮХОВ

Запись опубликована в рубрике Парусный спорт. Добавьте в закладки постоянную ссылку.