В картинной галерее «Вернисаж» художницы Оксана РАЕВСКАЯ и Оксана СИЛЬЯНОВА представили выставочную экспозицию под названием «Движение из пункта А…». Это первый в истории Находки арт-проект, объединяющий традиции и современность в области изобразительного искусства.
Оксана РАЕВСКАЯ и Оксана СИЛЬЯНОВА по своей натуре художники-экспериментаторы. И, наверное, поэтому при создании экспозиции взяли на вооружение высказывание Альберта ЭЙНШТЕЙНА: «Логика приведет вас из пункта А в пункт Б. Воображение приведет вас куда угодно». Масляная, акриловая и акварельная живопись, графика, коллажи и инсталляции, выполненные в самых разных направлениях – от реалистического до символистского и абстрактного, – создают особое художественное пространство. Вместе с авторами зрителям предстоит проделать путь через образы и ассоциативные связи к завершающей, но не конечной точке маршрута – смыслам и сущностям.
У обеих художниц яркая творческая биография. Оксана РАЕВСКАЯ – член Союза художников России, с 2001 г. и по настоящее время участвует в городских и региональных выставках и фестивалях, в ее послужном списке две персональные выставки. Оксана СИЛЬЯНОВА преподает в детской художественной школе №1 и состоит в молодежной секции «Молодые художники Находки» при Находкинском отделении Союза художников.
— Как родилась идея вашего арт-проекта?
О.Р.: — Год назад город предоставил нам в безвозмездное пользование помещение на ул. Советской, и таким образом у нас появилась своя художественная мастерская. Сделали там ремонт и приступили к работе. Эта выставка – результат нашей совместной деятельности, общения и творческого поиска.
Человеческая личность со временем меняется, обновляется мироощущение, а вместе с тем становится другим и взгляд художника на то, что он делает. Поэтому мы включили в экспозицию не только недавние произведения, но и те, что были созданы еще в студенчестве, во время учебы во Владивостокском художественном училище и Дальневосточном институте искусств — портреты, натюрморты, пейзажи. Мы попытались показать свой путь как художников в этом мире.
— Кто из ваших учителей оказал наибольшее влияние на ваше творчество?
О.Р.: — Мне посчастливилось встретить на своем пути известного приморского авангардиста Геннадия Алексеевича ОМЕЛЬЧЕНКО. Мастер не только открыл мне мир абстрактного искусства, но и помог осознать, что главное в искусстве – это свобода и не нужно бояться идти вперед. Свобода самовыражения есть главная ценность для каждого настоящего художника.
О.С.: — А я с большой теплотой и благодарностью вспоминаю своего преподавателя в училище Николая Михайловича КЛЯНИНА. Неторопливость, спокойствие и ощущение глубокой внутренней тишины – таким мне запомнился мой наставник.
— Как вам удается сочетать классический подход в живописи с современными направлениями?
О.С.: — Когда есть база, основа, навыки, приобретенные в академической школе, это только большой плюс. Художник должен уметь рисовать реалистически. А символизм… Я пришла к этому, скорее, даже неосознанно. Иногда возникает ситуация, когда хочешь выразить что-то, что не имеет определенной формы, например, чувства, эмоции. В таких случаях приходит на помощь такой инструмент, как символ, который отсылает нас к ответам на вопросы, которые мы задаем сами себе. Если говорить о сегодняшней выставке, то красной нитью проходит через все мои работы один-единственный вопрос: «Кто я?». Через самопознание я познаю суть вещей, которые меня окружают.
— Сьюзан Зонтаг в своем эссе «Против интерпретации» выдвигает тезис о том, что искусство обращается не к интеллектуальному осмыслению, но эмоциональному воздействию. Вы могли бы согласиться с такой трактовкой?
О.С.: — Я вообще здесь никакого противоречия не вижу. Осмысление приходит через интуицию, это взаимодополняющие вещи. Разум – это внешнее, чувства же – внутреннее.
О.Р.: — На мой взгляд, в творческом процессе эмоциональная составляющая, конечно же, играет первостепенную роль. Здесь имеет значение абсолютно все: впечатления от зрительных объектов, настроение, с которым прихожу в мастерскую, какие-то случайные события в жизни. Иногда вижу в своих рисунках слишком напористые или контрастные линии, которые могла бы наверно нарисовать мужская рука, а иногда хочется создать текучую, красивую лирику.
— Возвращаясь к вопросу о свободе, но теперь уже не в художественном, а в этическом аспекте: для вас существуют какие-то рамки, границы, за которые вы никогда не переступите?
О.С.: — Не должно быть пошлости в любых ее проявлениях. Полностью согласна с утверждением, что наихудшая из всех болезней – вульгарность. В этой связи хотелось бы процитировать Конфуция, который писал, что искусство – это «путешествие в неизведанное, игра, увлечение, благодаря которому человек совершенствуется, следуя пути, красоте природы и придерживаясь нравственных правил».
О.Р.: — Главный посыл, который несет искусство, — духовный. В жизни каждый нормальный человек будет соблюдать общепринятые нормы морали. То же и в творчестве: ни один художник не станет создавать то, что может причинить зло другим.
— Также искусство бывает провокативным. Например, выставки Фабра часто вызывают дискуссии в обществе.
О.Р.: — А чем плох Фабр? Он не уничтожает ни животных, ни насекомых, используя в своих инсталляциях уже умерших. В прошлом вместе со своим дедом-ученым занимался исследовательской деятельностью в области естественных наук. Его эстетика построена на контрасте между рыцарской культурой Средневековья и современностью. Выставки Фабра проходят в Эрмитаже и других крупнейших музеях мира.
— Вы выбрали искусство своей профессией. Чего бы вы хотели достичь на этом поприще?
О.Р.: — Хочется заниматься любимым делом и дальше. Хочется, чтобы люди приходили смотреть наши работы, понимали и чувствовали их.