Роман ДАВЫДОВИЧ: Экстрим — моя стихия

«НР» уже рассказывал о том, что находкинский 30-летний мотогонщик Роман ДАВЫДОВИЧ в числе четырех приморских спортсменов удостоился высокой чести принять участие в пятидневном международном экстремальном Hard-Enduro ралли Red Bull Romaniacs, которое проходило в Румынии. Эти гонки спортсмены прозвали между собой самой безумной и самой сложной серией в экстремальном эндуро-ралли. За главный приз соревнований боролись гонщики 49 стран, в числе которых 17 россиян. Гонки проходили через скалистые горные склоны и густые леса, где участники продемонстрировали верх выносливости и навыки виртуозной езды. Перед стартом проводился так называемый пролог, где ребята в квалификации определяли стартовые позиции в гоночных заездах. Пролог — сложнейший этап в классе Hard-Enduro. Лучшие результаты показал Роман ДАВЫДОВИЧ: в квалификации он стал седьмым, в финале — третьим. Однако, как нередко бывает в этом виде спорта, в самый ответственный момент его подвел «железный скакун», и только поэтому находкинский рейдер не смог выйти на лучший результат. Но, как говорит сам мотогонщик, у него еще все впереди.
В этот спорт Роман пришел в раннем возрасте. Его отец Евгений Викторович сам неплохо гоняет на спортивном мотоцикле. В 16 лет он купил себе «Восход», потом были «Ява» и «Планета», на которых то и дело ездил в тайгу. Когда женился и подросли его сыновья Роман и Владислав, посадил их на мопеды и стал брать с собой на дальние таежные маршруты. Не отставая от отца, дети терпеливо преодолевали перевалы Соломенный и Кретовский, хребет Чандолаз и другие сложные участки, набираясь опыта езды по бездорожью. Когда стали повзрослее, глава семейства пересадил их на мотоциклы и усложнил трассу, как будто уже тогда готовил к большим состязаниям. Сначала это было семейным увлечением. А в 1985 году Евгений Викторович в свои 27 лет случайно увидел в «Находкинском рабочем» объявление о предстоящих соревнованиях по моторалли, которые проводил находкинский мотоклуб, расположенный на мысе Шефнера. И вдруг захотелось принять в них участие.
— Это были соревнования городского масштаба. Старт давали на вертолетной площадке. На дистанции в 40 километров мне предстояло проехать на своей «Яве» сначала по автошинам, потом подняться по «лестнице», преодолеть «качели», другие искусственные и природные преграды. Сперва пустили колясочников, потом — кроссовые мотоциклы, затем на трассу вышли мы на личных «скакунах». Маршрут пролегал через большое болото в районе Новолитовска. Как увидел, что в нем завязло много мотоциклистов, напал непреодолимый страх. А потом решил: будь что будет. Интуитивно выбрал оптимальный путь и на скорости махом проскочил трясину. Правда, отвалились два глушителя, и всю оставшуюся дорогу пришлось придерживать их ногами, чтобы не потерять окончательно. Однако радость победы перечеркнула все невзгоды. Стартовал 26-м, финишировал первым у школы прапорщиков. За лучший результат мне вручили почетную грамоту и ценный подарок — набор деревянной посуды, которая, кстати, служит в нашем доме до сих пор. Последний раз участвовал в соревнованиях по кантри-кроссу, которые проводились в районе озера Рица, лет десять назад. А сейчас уже возраст не позволяет, — говорит Евгений ДАВЫДОВИЧ.
…Роман, севший на мопед в пять лет, старался не отставать от своего отца. В то время он еще не думал о большом спорте, просто нравилось гонять на «Иже» по лесу, особенно по лужам, да так, чтобы вода разлеталась в разные стороны. Но отец уже тогда обратил внимание на спортивную наклонность сына. Чтобы Роме в юном возрасте удобнее было управлять «железным конем», Евгений Викторович, проявив рационализаторские способности, несколько удлинил руль мотоцикла, благодаря чему он стал легче в управлении, будто к нему добавили гидроусилитель. Потом на заводе заказал новую звездочку переключения передач, после чего количество зубьев на ней уменьшилось с 15 до 13, скорость мотоцикла снизилась, а тяга, наоборот, увеличилась. Одел на колеса кроссовую резину, и «железный конь» был готов к серьезным гонкам. Первый раз Роман принял участие в соревнованиях в 13 лет. Это было первенство Находки по мотогонкам, которое проходило на Золотарях. Роман сидел уже не на «Иже», а на классном японском «Кавасаки». Тогда он занял третье призовое место. С этих пор старался не пропускать ни одной гонки, а проходили они с периодичностью примерно раз в месяц.
Никогда и ни в каких спортивных клубах я не занимался. Моим тренером, сколько помню, всегда был мой отец. Он же и благословлял меня на участие в соревнованиях. Из первых особенно запомнились скоростные гонки по кантри-кроссу, которые проходили десять лет назад. В заезде вместе со мной тогда приняли участие мой отец и младший брат Владислав. Лесной трек был просто переполнен крутыми спусками и подъемами, встречались болота, речки, трамплины, крупный валежник… Трасса усложнилась еще и тем, что после дождя практически на всей дистанции стояла грязь, гонщики частенько падали набок, у иных блокировались тормоза и они «ныряли» через руль. Были и травмы, несмотря на то, что спортсмены защищены такими надежными средствами, как шлем, панцирь, наколенники, мотоботы. Я тогда ехал в числе любителей и занял также третье призовое место. Отец и брат не вошли даже в первую десятку, — рассказал кандидат в мастера спорта Роман ДАВЫДОВИЧ.
Сегодня Роман чаще выступает в эндуро, в том числе и зимних. Многие почему-то путают мотокросс и эндуро. У последнего есть общие корни с мотокроссом, но мотокросс — это больше спорт, а эндуро в основном ассоциируется с мотопутешествиями. И то и другое подразумевает движение по бездорожью на мотоциклах. Кроме того, мотокросс предусматривает регулярные тренировки на кроссовых трассах с многочисленными ухабами и поворотами, для осуществления прыжков и маневров, чтобы пройти дистанцию на время. Эндуро (от испанского «выносливый») подразумевает более широкий спектр использования внедорожного мотоцикла.
В последнее время все большую популярность приобретают как раз соревнования по эндуро, в которых участники должны пройти определенный маршрут по пересеченной местности, буквально нафаршированной разнообразными препятствиями. Он может быть от нескольких десятков до нескольких сотен и даже тысяч километров, где каждый из участников и их техника должны проявить настоящую выносливость и силу. Каждое препятствие несет определенный элемент неожиданности, реакция со стороны гонщика должна быть мгновенной и единственно правильной. Безошибочное прохождение экономит драгоценное время, необходимое для получения лучшего результата.
За 18 лет Роману ДАВЫДОВИЧУ довелось принять участие в более чем сотне соревнований разного уровня. В его наградном арсенале кипа почетных грамот, множество медалей и кубков, которыми гордится вся его семья. Серьезным испытанием на прочность для молодого спортсмена стали состязания по кантри-кроссу и гонки в прологе в Москве три года назад. Там собралось более 130 профессионалов, включая мастеров спорта из разных городов России. Уже с первых минут Роман ощутил хорошее соперничество. Но решил не сдаваться. В прологе, где обычно встречается очень много разных препятствий, он занял второе призовое, а в гонках по кантри-кроссу вышел на четвертое место. Для провинциального гонщика это неплохой результат.
Из последних соревнований можно вспомнить первую зимнюю краевую гонку экстрим-эндуро, которая проходила в январе нынешнего года на окраине села Владимиро-Александровское. Участие в ней приняли спортсмены из Владивостока, Уссурийска и других городов Приморья. Соревнования велись в двух классах — Sport и Open. Победителем в классе Sport стал Роман ДАВЫДОВИЧ.
Даже при том, что ты летишь на большой скорости, всегда нужно быть внимательным. На трассе всякое случается. К примеру, на Сахалине, где проходили дальневосточные соревнования, во время езды палка случайно воткнулась в радиатор мотоцикла, вытек весь тосол. К счастью, мотор не заклинило, и мне удалось прий-ти к финишу первым. Около сопки Черный Куст в Приморье наскочил на небольшой камешек, упал с мотоцикла и слегка травмировался. Поскольку отказали тормоза, дальше пришлось ехать медленнее. В итоге пришел к финишу третьим. Родители каждый раз переживают за меня, даже говорят, что молятся. А мне нравится этот вид спорта, это часть моей жизни. Это моя стихия. Без мотоцикла уже не представляю себя. Когда я на трассе, такие чувства наполняют, в словах не передать. Представьте картину: мотоцикл зарывается наполовину в грязи, а потом, как необъезженный конь, резко вырывается вместе с тобой и изо всей мочи летит дальше. Нравится гонять по непроходимым сопкам, крутым спускам и подъемам, труднопроходимым участкам. Много адреналина получаешь, когда залетаешь на сопку с «козырьком» под 90 градусов. Сверстники завидуют, просят научить и их так же управлять мотоциклом. Но, видимо, не каждому это дано. Чтобы не потерять квалификацию, приходится регулярно садиться за руль и отправляться на сложные трассы. Отец на джипе, я на «Кавасаки»… Так вот и держим себя, что называется, в спортивной форме.
Имя Романа ДАВЫДОВИЧА сегодня уже хорошо известно в кругах мотогонщиков. С ним начинают считаться как с профессионалом. В частности, перед международными соревнованиями в Румынии его в числе 20 ведущих мотогонщиков мира пригласили на сборы в Испанию, где он принял участие в тестировании новых мотоциклов, приготовленных для международных гонок. В настоящее время Роман усиленно готовится к международному чемпионату, который в октябре пройдет во Владивостоке. Кроме дальневосточных гонщиков участие в нем примут профессионалы и любители из Москвы и Кореи. Находкинский спортсмен как профессионал будет состязаться в наиболее сложном классе — Sport.
Владимир ПАНТЮХОВ

 

Запись опубликована в рубрике Твои люди, Находка. Добавьте в закладки постоянную ссылку.