Наличие угольной пыли в воздухе стало одной из самых злободневных экологических проблем города. Минувшая зима запомнилась многим находкинцам плотными слоями черной пудры на стеклах и подоконниках.
Как эта проблема решается сегодня, какие меры предпринимаются для того, чтобы предстоящей зимой угольная взвесь не поднималась над городом? Об этом рассказывает помощник главы администрации Находкинского городского округа Николай УСОВ.
— Угольная проблема волнует в городе всех. Это вполне понятно – от состояния воздуха зависит здоровье любого человека. Тем более что находкинцы привыкли дышать свежим морским бризом, а не промышленными газами.
Справедливости ради нужно заметить, что уголь всегда был привычным грузом для наших портовиков. Находкинцы, которые пользуются общественным транспортом, хорошо знают остановку со старым названием «Угольбаза» на автобусном маршруте № 2. Это название пришло из прошлого века, когда здесь, в поселке Американка, грузили на морские суда сучанский уголь. Впоследствии с местной угольбазы уголек пошел на Магадан и Камчатку.
Последние годы стали временем взрывного роста угольных терминалов. Сегодня угольные терриконы растут на грузовых площадках двенадцати стивидорных компаний. Уголь составляет 48 процентов общего грузооборота портов Находки.
Наряду с нефтью и газом уголь стал одним из основных российских товаров экспорта. При этом именно Находка продолжает оставаться главным грузовым хабом, т.е. перевалочно-сортировочным центром, на пути экспортных грузов в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
— Увеличение объемов грузоперевалки стало одной из причин возникшей ситуации в городе, и горожане требуют принятия действенных мер.
— От некоторых горожан сегодня приходится слышать радикальные призывы сократить или вообще запретить открытую переработку угля на грузовых причалах Находки. Не случайно такие предложения, как правило, исходят от молодых людей, которые в силу своего возраста не помнят или не знают о том — реальном — крахе, который пережила экономика Находки в 90-е годы.
Тогда были практически разорены многие крупные предприятия. Это логично привело к массовой безработице и обнищанию населения. Через несколько лет вновь к тяжелым социальным последствиям привели ограничения на импорт автомобилей из Японии. Что же, опять будем наступать на грабли?
Закрытие угольных терминалов неизбежно повлечет за собой кризисные последствия. В сфере угольной перевалки и связанными с ней областями деятельности работают не только стивидоры, но и специалисты по таможенному и портовому оформлению, пограничному контролю, лоцманы, буксировщики, экспедиторы и агенты страховых компаний и другие профессионалы. В общей сложности в этой цепочке занято более 30 тысяч находкинцев.
А ведь даже одна семья, лишенная кормильца, по-моему, — слишком дорогая цена экологического радикализма.
И крайне важная особенность ситуации — компании, связанные с перевалкой угля, дают больше половины налоговых отчислений в бюджет округа.
Сегодня никто не спорит с тем, что проблема угольной пыли стала для горожан одной из самых острых. И в ее решении стивидоры, работники городской администрации, экологические активисты – партнеры и коллеги.
— Николай Дмитриевич, каким образом сейчас проводится контроль за состоянием воздуха?
— Обеспечение экологической безопасности основано на систематическом контроле за состоянием воздуха. Замеры на содержание пылящих веществ в атмосфере проводятся в жилых микрорайонах, на границах санитарно-защитных зон угольных терминалов, непосредственно на грузовых площадках предприятий-стивидоров.
Измерения обеспечивают контроль за содержанием пыли ниже предельно допустимых значений в атмосфере, технологический контроль систем кондиционирования, вентиляционных систем и чистоты воздуха.
Напомню, предельно допустимая концентрация пыли неорганической с содержанием диоксида кремния ниже 20% составляет 0,5 миллиграмма на кубический метр воздуха.
В июне на границе санитарной зоны Находкинского морского торгового порта по Находкинскому проспекту был установлен стационарный прибор измерения содержания пыли в атмосфере. Компания-изготовитель «Горный-ЦОТ» – резидент Кузбасского технопарка и специализируется на производстве высокоточной измерительной аппаратуры для угольной промышленности Кузбасса.
Этот прибор предназначен для непрерывного измерения массовой концентрации угольной и углепородной пыли. Результаты измерений в цифровом и аналоговом виде в онлайн-режиме транслируются на сайте Находкинского городского округа.
— А как контролируют уровень загрязнения воздуха стивидорные компании?
— Контрольные замеры воздуха на количество пыли обеспечивают все без исключения стивидоры, обрабатывающие уголь. Для этого большинство портовиков используют объективные данные, которые получены от специалистов профильных организаций — Центра по мониторингу окружающей среды, Центра гигиены и эпидемиологии в Приморском крае, компании «Экоаналитика».
Находкинский морской торговый порт, «Восточный Порт», Малый порт используют для получения данных собственное оборудование и собственный персонал, прошедший необходимую профессиональную подготовку.
На сайте администрации Находкинского городского округа создана интерактивная карта с отображением точек мониторинга, публикуются ссылки на протоколы лабораторных исследований по замерам атмосферного воздуха на границах санитарно-защитных зон стивидорных компаний.
К этому необходимо добавить контрольные замеры, которые производят управления Роспотребнадзора и Росприроднадзора в городе Находке. Их данные оперативно поступают в распоряжение специалистов администрации городского округа.
Так что информация о состоянии воздуха поступает из различных источников и взаимно перепроверяется. Обобщенные результаты становятся предметом анализа на еженедельном аппаратном совещании работников администрации городского округа.
Надо отметить, что с начала системных замеров — июня нынешнего года — не было из одного случая превышения предельно допустимой концентрации вредных веществ в воздухе. В большинстве случаев показатель загрязненности атмосферы в два раза и более меньше допустимого.
— В Интернете, социальных сетях зачастую читаешь острую критику действий стивидоров и городской администрации. Как учитывается такая точка зрения в вашей работе?
— Недавно в Находке был создан Наблюдательный совет фонда «Народная экспертиза». Для города это новая форма реализации общественной инициативы. Задача совета — публичный контроль за соблюдением требований экологической безопасности. В совет вошли победители рейтингового голосования, проведенного в Интернете — на сайте движения «Народная экспертиза».
За одним столом с критиками в Наблюдательном совете встретились руководители предприятий, занятые перевалкой угля. Новое объединение займется формированием портфеля социальных проектов и определением очередности их реализации. Примечательно, что одобренные мероприятия будут финансироваться не из городского бюджета, а из средств стивидорных компаний.
Председателем Наблюдательного совета его участники единогласно избрали первого заместителя главы администрации Находки Бориса ГЛАДКИХ. Борис Иннокентьевич широко известен в городе как опытный портовик, создатель и многолетний руководитель Малого порта. Его профессиональный авторитет ценят и руководители стивидорных компаний, и рядовые докеры. В сочетании с энтузиазмом и энергией молодежи, широко представленной в совете, у «Народной экспертизы» есть все для результативной работы.
На первом заседании совета «Народной экспертизы» были рассмотрены модели оборудования для мониторинга загрязнения атмосферного воздуха. Общественному объединению совместно со специалистами предстоит решить комплектацию и определить места для установки контрольно-измерительного оборудования.
— Какие меры предприняты на терминалах для снижения количества пыли в воздухе?
— На грузовых площадках и причалах стивидорами проведена основательная реорганизация грузовых операций. Запущены в эксплуатацию 19 передвижных и стационарных систем подавления пыли. Это и снегогенераторные пушки, и системы водного орошения мест складирования и перевалки угля, и специальные машины, которые непрерывно передвигаются и поливают водой и специальными реагентами территорию терминалов.
Так, только на территории «Восточного Порта» круглосуточно работает 21 установка для очистки воздуха, а на открытых складах на 40-метровой высоте действует более 140 пульверизаторов для водного орошения.Кроме того, в находкинских портах ведётся реконструкция мест хранения и погрузки угля – строятся подпорные стены угольных складов, увеличивается высота пылезащитных экранов. Также закуплены специальные пологи для перегрузки угля на суда, благодаря которым уголь не попадает в море, и специальный реагент бишофит. Он сдерживает пыль на терминалах.
Хорошим примером комплексной работы по пылеподавлению может стать акционерное общество «Дальмормонтаж». Для работы на грузовом терминале компания приобрела специализированную машину, оснащенную шеститонной емкостью для воды, двойной системой орошения и мощной водяной пушкой. Машина перемещается по всему терминалу и обрабатывает всю территорию складирования угля. Причем эта техника будет работать круглогодично: при ее эксплуатации используются зимний вариант оборудования, теплый бокс.
На грузовом складе предприятия работают системы орошения. При очистке вагонов применяется водовоздушная смесь, которая препятствует образованию пыли. Склад окружен вертикальными бетонными конструкциями и смонтированной на них пылезащитной сеткой. На границе предприятия смонтированы дополнительные пылезащитные экраны, которые блокируют порывы ветра. Такая система минимизирует распыление угля со склада в сторону жилого микрорайона.
Повышает экологическую безопасность оснащение предприятия современной грузовой техникой. В скором времени на терминале начнет работать новый шиплойдер. В закрытом режиме он будет осуществлять перегрузку угля с конвейерной ленты в трюмы судов. При этом производительность шиплойдера в два раза выше, чем погрузка судов портальными кранами.
Стоит добавить, что сотрудники компании «Дальмормонтаж» в обязательном порядке проходят ежегодный медосмотр. За всю историю работы угольного терминала у портовиков не выявлено ни одного профзаболевания.
— Николай Дмитриевич, каков вклад стивидоров в социальное развитие города?
— В нашем городском музее представлена картина «Визит А.А.Жданова в Находку». На этом полотне кремлевский гость определяет расположение первых современных причалов морского порта. С той давней поры порты всегда были и будут основными градообразующими предприятиями Находки. Без участия портовиков невозможно представить социальное развитие города.
Вот самые свежие примеры. При финансовой поддержке стивидорных компаний «Находкинский морской торговый порт» и «Малый порт» в микрорайоне МЖК построена Аллея стивидоров — комфортная зона для прогулок и отдыха. Находкинский морской торговый порт взял шефство над детским садом № 66, который расположен на мысе Астафьева. Весной портовики высадили на территории детсада 200 саженцев деревьев и кустарников. Также стивидоры установили более 60 новых пластиковых окон во всех группах и в музыкальном зале садика.
Компании «Терминал Астафьева» и «Аттис Энтерпрайс» обеспечили установку оконных конструкций с двойным стеклопакетом и пластиковых подоконников в школе № 1 «Полюс». Эти предприятия также приобрели специальную коммунальную технику для уборки улиц. «Восточный Порт» перечислил муниципалитету средства для закупки многофункциональной пылеуборочной машины.
На днях Министерством природных ресурсов и экологии РФ опубликован список ТОП-20 городов страны с самым грязным воздухом. В этот «черный лист» не входит ни один приморский город, в том числе и Находка.
Безусловно, предстоящая зима станет строгим экзаменом для стивидоров. Запыление углем особенно активно происходит при грузовых операциях при пониженных температурах. Роза ветров, по которой в зимний период преобладают северо-западные потоки воздуха, также создает повышенное напряжение в атмосфере жилых микрорайонов.
Сейчас портовики проводят завершающий этап работ по экологической безопасности. Злободневность этой работы обусловлена и тем, что объемы перевалки угля неизменно будут расти – это стратегическая потребность экономической политики.
Беседовала Нина КОЛЬЦОВА