В связи с введением в обращение на территории Российской Федерации с 12 октября 2017 года банкнот номиналом 200 и 2000 рублей федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека проведена всероссийская горячая линия для потребителей по вопросам оборота купюр нового образца.
В связи с имеющими место фактами отказа потребителям хозяйствующими субъектами под различными предлогами в приеме купюр нового образца, специалисты территориального отдела управления Роспотребнадзора по Приморскому краю провели тематическое консультирование, в ходе которого проинформировали жителей региона по вопросам обращения купюр 2000 и 200 рублей, отказов в оплате мелкими монетами и банковской картой, приему ветхих купюр.
Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю обращает внимание граждан и хозяйствующих субъектов, что рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории России, обязательным к приему при осуществлении всех видов платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода. Новые банкноты подлежат безусловному приему в счет оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении наличных расчетов с участием потребителей.
Продавец, поставщик обязаны обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя. При этом выбор банкнот (монет) из числа находящихся в официальном обращении для осуществления наличных расчетов принадлежит потребителю.
Любой отказ продавца (исполнителя) в приеме новых, обладающих всеми установленными признаками платежеспособности банкнот банка России номиналом в 200 и 2000 рублей в счет оплаты тех или иных товаров (работ, услуг) должен рассматриваться как противоправное действие, ущемляющее права потребителей и необоснованно препятствующее заключению договора купли-продажи (договора возмездного оказания услуг).
Владимир ПАНЧЕНКО, главный специалист-эксперт территориального отдела Роспотребнадзора по г. Находке