Близится Масленица – в России нет другого такого праздника, столь тесно связанного со всей многосложной тысячелетней историей нашего народа. Масленичная неделя начинается 28 февраля.
Истоки современного праздника – проводы зимы и встреча весны – восходят к Комоедице – древнейшему языческому славянскому празднику. Комоедицу наши предки отмечали в день весеннего равноденствия (20 или 21 марта по современному календарю, начало астрономической весны), после которого день становится длиннее ночи, Ярило-солнце растапливает снега, весенней силой пробуждается природа. Празднование начала Нового года по древнеславянскому солнечному календарю тоже приходилось на этот день. В глубокой древности в честь солнца славяне пекли пресные лепёшки, а когда научились готовить заквасное тесто (IX век), стали печь блины. В этот день также почитали славянского Медвежьего бога: приносили «блинные жертвы» великому Медовому зверю. Древние славяне называли медведя Ком (отсюда «первый блин — комам», т.е. медведям). Наши предки считали блин символом солнца, поскольку он, как и солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества.
После принятия на Руси христианства и последовавшего запрета языческих обычаев служители церкви и власти долго и безуспешно боролись с традиционным народным языческим праздником. В XVI веке Масленица была принята Церковью взамен древней славянской Комоедицы. Новый церковный праздник стал называться сырной или мясопустной седмицей (неделей). Церковная сырная седмица стала предшествовать Великому посту. В эту неделю верующим уже запрещается есть мясо, но можно было использовать сливочное масло, молочные продукты, яйца и рыбу. От этих разрешенных церковным календарем продуктов праздник вскоре обрел свое второе народное название — Масленица (по старой дореволюционной орфографии – Масляница).
Народная Масленица начинается на день раньше церковной сырной седмицы — в воскресенье, на так называемое «мясное заговенье», и продолжается в отличие от церковной 8 дней. У каждого дня праздника свои названия, правила и обычаи.
Воскресенье – начало Узкой Масленицы, зачин. В этот день в праздничном масленичном застолье особенно широко использовали мясные блюда. В понедельник русский народ справлял встречу Чистой Масленицы. К первому дню Масленицы устраивали горы, качели, балаганы для скоморохов. Богатые люди начинали печь блины. Вторник – заигрыши – начинались безудержные, веселые и разудалые игры, катания, забавы. Среда – лакомка — в этот день зять приходил к теще на блины. Четверг — начало Широкой Масленицы, разгул — начинались катания по улицам, кулачные бои и разные обряды. Пятница — тёщины вечерни — не успели тещи в среду накормить зятьев блинами, как уж теперь зятья приглашают их к себе в гости! Суббота — золовкины посиделки — молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. Воскресенье — прощёный день — последний день Масленицы. Воскресенье было наиболее важным днем масленичной недели — заговенье перед началом Великого поста. Основным эпизодом последнего дня были «проводы Масленицы» — чучело (как символ зимы, которая закончилась) либо топили в проруби, либо сжигали, либо просто разрывали на части. В деревнях жгли костры, но не обычные — из хвороста и поленьев, а из соломы и старых вещей. Бросали в костер все, что в новом году уже не понадобится, чтобы освободиться от всего ненужного. А еще в этот день близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные им обиды и неприятности. Таким образом, люди освобождались от старых обид, накопленных за год, и встречали новый год с чистым сердцем и легкой душой.
Всех горожан приглашаем на Масленицу в палеодеревню: в воскресенье, 6 марта, в 14 часов здесь состоится праздник «Позвала Масленица гостей на широкий двор». В программе – театрализованное фольклорное представление, сжигание чучела Масленицы, встреча с шаманом, подвижные игры, чаепитие с блинами. Особый колорит придадут гулянью белый снег, стена леса вокруг и свежий воздух.
Ольга СВИСТОВА, администратор палеодеревни