В ноябре прошлого года Находкинскую таможню возглавил полковник таможенной службы Константин БОНДАРЕВ. Первое интервью «НР» в конце года новый руководитель посвятил подведению итогов работы коллектива, высоко оценив вклад своих коллег. В апреле Константин Дмитриевич стал гостем редакции нашей газеты, ответив на вопросы журналистов.
Константин Дмитриевич, изменилась ли ваша оценка работы коллектива Находкинской таможни? Как меняется работа и задачи федеральной службы с учетом изменений в таможенном законодательстве?
-Мое мнение о коллективе таможни никак не изменилось. Я всегда оценивал Находкинскую таможню как одну из самых грамотных в структуре Дальневосточного таможенного управления. Многие таможенники региона постигали здесь азы таможенного дела как много лет назад, так и в настоящее время. До сих пор в таможне служат профессионалы, стаж работы которых превышает 20 лет.
Приоритетные задачи таможенной службы на ближнесрочную перспективу определены в Комплексной программе развития до 2020 года, которая включает в себя целевые ориентиры под названием «10 шагов навстречу бизнесу». Помимо наполнения доходной части федерального бюджета, перед таможенными органами стоит задача содействия бизнесу.
Поэтому мы активизируем диалог с бизнес-сообществом в процессе организации различных семинаров, проведения опросов, рабочих встреч. Наша задача — сделать взаимодействие прозрачным, помочь тем, кто удовлетворяет потребности населения в определенных товарах, рассказать, как минимизировать издержки, используя перспективные таможенные технологии, обойти подводные камни. При этом наши советы должны быть законными, без всякой подоплеки и двусмысленностей. Такие встречи прошли, например, с резидентами свободного порта Владивосток — компаниями «Сухой порт Находка», «О. Русский».
Таможня не только постигает на практике новеллы законодательства, но и учит участников внешнеэкономической деятельности.
Как вы считаете, какие изменения в таможенном законодательстве работают в пользу бизнеса, а какие – как- то ограничивают эту деятельность?
– Программа «10 шагов навстречу бизнесу» содержит в себе ключевое слово «совершенствование». А это большой комплекс инициатив, направленных на оптимизацию всего процесса внешнеэкономической деятельности: снижается административная нагрузка на бизнес, сокращается время таможенного оформления, минимизируется количество документов и операций, необходимых для оформления товаров, уходит ряд требований, которые ранее были обязательными, реализуется технология авторегистрации и автовыпуска деклараций. Все направлено на то, чтобы бизнесу было проще и понятнее работать в сфере внешней торговли.
Важнейшее направление – сокращение мест оформления товаров. Сейчас в России 672 места декларирования. В структуру Находкинской таможни входят четыре таможенных поста, занимающихся оформлением декларируемых товаров, два из них – таможенные посты «Морской порт Пластун» и «Ольгинский» – находятся на значительном удалении. И все эти места надо контролировать.
В ближайшее время таких мест станет 17. Это будут таможенные посты — центры электронного декларирования и электронные таможни. На Дальнем Востоке одно из мест уже определено – это Владивостокский таможенный пост (ЦЭД), в котором реализуется технология удаленного выпуска товаров путем бесконтактного электронного оформления грузов. Все декларации направляются в ЦЭД по электронным каналам связи. Отправил документ — и в установленный законом срок получаешь решение о выпуске товаров. Запросили дополнительные документы – отправляешь их по электронным каналам. Никаких очередей!
Остальные таможни (включая Находкинскую) станут таможнями фактического контроля, за которыми остается целый ряд полномочий: оформление убытия-прибытия судов загранплавания, членов экипажа, международных почтовых отправлений, проведение досмотровых операций, отбор проб и образцов товаров, назначение таможенных экспертиз, контроль временного хранения товаров и др. Работы будет достаточно. Естественно, что нововведения приведут к перераспределению трудовых ресурсов в таможнях региона, но многие наши сотрудники готовы к географическим перемещениям.
Наиболее видимые новеллы таможенного законодательства связаны с уменьшением сроков регистрации деклараций, их выпуска. Так, в Находкинской таможне в 2017 году средний срок выпуска деклараций сократился при ввозе до 33 часов (2016 г. – 48 часов), при вывозе – до 38 минут (2016 г.- 45 минут). Как следствие – сократился срок нахождения контейнеров в порту, увеличилась пропускная способность порта. Новый Таможенный кодекс регламентирует выпуск товаров таможенным органом сроком до четырех часов (до 2018 года –до двух дней) при условии исполнения требований таможенного законодательства.
А ограничений для бизнеса практически нет. Ведь Таможенный кодекс ЕАЭС готовился при самом активном участии бизнес-сообщества. К существенным изменениям также можно отнести категорирование участников внешнеэкономической деятельности: низкий, средний и высокий уровни риска. В России около восьми тысяч компаний находятся в группе низкого риска, к которым не применяются многие формы контроля. Есть такие и в Находке – это крупные компании, сетевые импортеры.
Находкинская таможня – участник международного транспортного коридора «Приморье-1», который включен в программу долгосрочного сотрудничества России и Китая. Как это участие выглядит сегодня?
-Приморье становится транзитной территорией на участке КНР – Россия – иные страны. Транзитный поток пока скромен. В 2017 году на таможенном посту «Пограничный» Уссурийской таможни в сторону Находки было оформлено семь товарных партий пиломатериала из КНР – это 52 контейнера. В настоящее время Минтранс изучает тенденцию увеличения транспортных потоков. По нашему мнению, в первом квартале 2018 года транзитный поток пиломатериалов из Китая, которые изготавливаются, в том числе из российских необработанных лесоматериалов, сдерживает уменьшение экспортной пошлины на лесоматериалы хвойных пород, при условии обязательного квотирования и лицензирования таких поставок. И те организации, которые отгружали лес, приостановили отгрузки, чтобы получить лицензии и уже на льготных условиях работать с партнерами.
А какую долю в импортных поставках составляют автомобили? Может ли повлиять на эту статистику увеличение с 1 апреля этого года утилизационных сборов за ввоз подержанных авто?
-Объем ввоза легковых автомобилей в Находкинской таможне незначительный – в 2017 году наша таможня оформила чуть более трех тысяч автомобилей, в первом квартале 2018 года – полторы тысячи машин. Ставки ввозной таможенной пошлины в отношении автомобилей сильно дифференцированы и зависят от многих факторов: технические характеристики, год выпуска, функциональное назначение. Наибольшую долю (около 85%) ввозимых автомобилей составляют транспортные средства, облагаемые 5%-ной ставкой: снегоходы, квадроциклы и мотовездеходы с небольшим объемом двигателя. Доля прочих транспортных средств, в отношении которых установлена ставка от 0,42 до 1,6 евро за один куб. см объема двигателя, не превышает 15 %.
В последние годы произошло значительное снижение объемов ввоза кузовов, потому что ставка ввозных таможенных пошлин была заградительной – 2990 евро за штуку. С 24 марта 2018 года пошлина на кузовы снизилась до 15 %, что связано с обязательствами России при вступлении в ВТО. Но это не означает, что время «конструкторов» вернулось.
Ощутимо на стоимость ввозимых транспортных средств и большегрузной техники оказывает влияние утилизационный сбор, который на отдельные виды с 1 апреля увеличился от 15 до 90%. В 2017 году Находкинская таможня перечислила в федеральный бюджет 1,9 миллиарда рублей от таких сборов, в первом квартале этого года – чуть менее 200 миллионов рублей. При этом достаточно часто Находкинская таможня взыскивала утилизационный сбор в судебном порядке.
Те, кто ввозит транспортные средства и большегрузную самоходную технику (бульдозеры, экскаваторы, тракторы и т.п.), должны понимать – оплата утилизационного сбора является их обязанностью при ввозе, без его уплаты невозможно получить ПТС и ПСМ. Кроме этого, большегрузную технику необходимо поставить на учет в органах Ростехнадзора при наличии паспорта самоходной машины (ПСМ). В противном случае существует риск небезопасной эксплуатации.
Константин Дмитриевич, сохраняет ли Находка лидирующие позиции по наполнению федерального бюджета?
-Да, мы уверенно занимаем второе место (после Владивостокской таможни) в регионе по собираемости таможенных платежей. Наибольшую долю оформляемых товаров занимает импорт (91%). В первом квартале 2018 года в федеральный бюджет перечислено 12,3 миллиарда рублей. Все зависит не только от товарооборота, который в 1-м квартале подрос на 7 %, но и от качества таможенного контроля. Чем лучше смотришь – тем больше собираешь!
Насколько повлияло введение санкций против России на ввоз и вывоз товаров?
-Находкинская таможня уже давно не фиксирует ввоз санкционной продукции. При этом, полагаю, что на деловую активность оказывает влияние, в том числе и кредитование зарубежными банками, поэтому санкции коснулись и кредитов.
Есть ли среди нарушителей закона те, кто не раз наступал на одни и те же грабли?
-Известная народная поговорка потому и живет, что на «грабли» многие когда-то, и не раз, наступают. Так и в сфере внешнеэкономической деятельности. Это могут быть как уголовные, так и административные «грабли». Если «грабли» уголовные, то рецидива, как правило, не происходит — виновные получают реальные сроки и отбывают наказание. По административным правонарушениям такие факты нередки, в меньшей степени – по незнанию, безответственности, в большей — целенаправленно.
Хотел бы предостеречь граждан, которых используют втемную. За символическое вознаграждение они отдают свой паспорт малознакомым лицам и не предполагают, что становятся владельцами фирмы с многомиллионными оборотами и от их имени совершаются преступные действия. Незнание не освобождает от ответственности. По закону они являются соучастниками преступления, а это уже уголовная история.
Находкинская таможня всегда готова помочь тем, кто хочет работать честно и открыто !
Наталья ВОТЧАЛ