Члены клуба «Находкинский родовед» уже предложили свои работы на конкурс «Родная улица моя», объявленный клубом. Заведующая музеем истории АО «Восточный Порт» Ирина Георгиевна БАЛЬЗИНА представила улицы Первостроителей, Крайнева, Васяновича, Внутрипортовую в микрорайоне Врангель.
Улица имени Владимира Ивановича КРАЙНЕВА идет от поворота с федеральной трассы Находка-порт Восточный до поселка Первостроителей. В ее схему входит восемь адресов, в основном это производственно-технические здания. Владимир Иванович КРАЙНЕВ, чьим именем названа улица, был человеком неординарным и хорошо известным в поселке.
Родился он в 1939 году, проживал в Сучане (Партизанск). После окончания Хабаровского института инженеров железнодорожного транспорта был направлен по распределению в Находку в трест ДМГС.
Вспоминает начальник отдела кадров Галина СМИЩЕНКО: «В августе 1961 года в кабинет быстро вошел энергичный, подтянутый кареглазый мужчина. «Я приехал к вам начальником управления работать», — представился незнакомец-шутник. Это был Владимир Иванович КРАЙНЕВ. На работу шутника приняли, сначала начальником планово-технического отдела, затем главным инженером, а вскоре его назначили начальником ПСМО-18.
Порывистый, темпераментный, с раннего утра до позднего вечера находился Владимир Иванович на объектах. Черной работы не чурался. Не все выдерживали его жесткие меры, многие уходили, но из тех, кто остался с ним, вышли отличные специалисты.
Но не резкость, не колючесть были определяющими чертами его характера. Гораздо важнее, что он обладал даром и мужеством принимать единолично решения в трудной обстановке, брать ответственность на себя. На Всесоюзной ударной комсомольской стройке это было абсолютно правильно и приемлемо для неординарных руководителей.
«Владимир Иванович КРАЙНЕВ – легендарная личность в истории Восточного порта. Умнейший строитель, дерзкий и отчаянный руководитель с душой романтика. С ним работать было сложно, но интересно. Он был человеком слова, всегда старался не уходить от злободневных вопросов. И вообще, на его долю выпали самые сложные и самые первые объекты, сдавать которые было очень затруднительно», — так вспоминает о нем в своей книге «Так рождался Восточный порт» Виктор Алексеевич ЯЦЕНКО, первый директор дирекции строящегося порта в бухте Врангеля.
В 1973 году на улице Первостроителей строили 120-квартирный дом, и в нем детский сад на 140 мест, а следом два общежития. Горком партии взял новостройки под контроль. Начальник ПСМО-18, переживающий за дело, дневал и ночевал на стройке. Контора ПСМО-18, которая до этого находилась недалеко от мыса Петровского, в 1975 году расположилась в трех комнатах общежития в д. № 7 на первом этаже. Для начальника строительного отряда это было очень удобно, так как по предложению управляющего трестом ДМГС, ПСМО-18 сосредоточили на строительстве объектов соцкультбыта, и он практически постоянно находился на строящихся объектах.
«Начальник стройотряда В.И. КРАЙНЕВ находился где-то на этажах кирпичного дома. Мы нашли его. Выдержанный в любой ситуации, грамотный специалист, Владимир Иванович всегда оставлял приятное впечатление,- вспоминает управляющий треста ДМГС Леонид Иосифович ЕФИМИКОВ в своей книге «В споре со временем». — Крайнев правильный, душевный человек, но не раз битый начальством. Как организатор производства он просто незаменим. Победитель социалистического соревнования, рационализатор».
За несдержанность в словах перед партийным руководством сняли Владимира Ивановича с должности начальника ПСМО-18 и назначили главным инженером 16-го плавстройотряда. Считай, на пустое место, где нет ни кадров, ни техники, так как отряд только что перебазировался из другого района. А объект строительства наисложнейший — угольный комплекс. Владимир Иванович выстоял, выдюжил, и его ПСМО-16 вскоре по показателям сравнялся с другими подразделениями стройки, а его вновь назначили начальником, но теперь уже еще одного детища: ПСМО-16.
В декабре 1978 года первая очередь угольного комплекса вступила в строй. Правительство по достоинству оценило труд Владимира Ивановича, наградив его орденом Дружбы народов.
Стройку он любил всем сердцем, отдавал ей все свои силы и здоровье. Не раз его снимали с должности и вновь назначали. Было такое: раскритиковал начальство — с должности сняли, а Владимир Иванович был готов остаться на стройке хоть прорабом, хоть просто рабочим. Некоторое время он трудился начальником СУ-470. В апреле 1985 года в очередной раз понизили в должности главного строителя, пригласили его в «Главвладивостокстрой» на должность главного инженера Стройтреста № 34 в Уссурийск. Он согласился и поехал. Через два дня опять появился воВрангеле: «Скука там, моря нет». Всю свою жизнь он писал стихи, песни, играл на музыкальных инструментах.
В 1988 г. предложили ему работу в Находке. Должность высокая — заместителем управляющего «Приморгражданпроекта». Владимир Иванович предложение принял, однако поработать пришлось недолго — тяжело заболел.
…«Теперь на траурной волне звучать ты будешь вечно мне, любимый самый мой аккорд — Восточный порт» — эти слова высечены на памятнике.Владимир Иванович сам сочинил себе эпитафию незадолго до смерти.