СЕДЬМОГО марта начнётся Великий пост — время подготовки к самому большому православному празднику — Пасхе. Он самый продолжительный и строгий из всех — начинается за семь недель до Светлого Воскресения Христова и состоит из четыредесятницы — сорока дней, и страстной седмицы – недели перед великим праздником. Четыредесятница определена в честь сорокадневного поста Спасителя в пустыне, а страстная седмица — в воспоминание о последних днях Его земной жизни, страданиях, смерти и погребении.
Великий пост установлен две тысячи лет назад святыми апостолами — учениками Иисуса Христа, хотя известно, что и ранее по 40 дней постились пророки Илия и Моисей.
Если сложить все постные дни, которые ежегодно следует соблюдать православному человеку, то окажется, что они составят 3/4 года. Зачем нужно так ограничивать себя? Не вредно ли это? На эти вопросы давно ответили святые отцы церкви и своим опытом доказали полезность постов. «Пост — предшественник всех добрых дел. Пост — источник целомудрия», — считал святой Исаак Сирин, а Василий Великий писал: «Пресыщение — начало всякого зла, ибо вместе с роскошью и лакомствами возникают все виды невоздержанности».
Первые христиане не только не употребляли скоромной пищи, но воздерживались даже от постной. Больным и слабым разрешалась еда животного происхождения. И вина не пили во время поста. Апостол Павел прямо указывал: «Не упивайтесь вином, в нем же есть блуд». Человек трехсоставен, поэтому очищения требует каждая его составная часть: и тело, и душа, и дух.
Для тела пост — ограничение животной пищи, для души — усмирение страстей, чувств и эмоций, для духа, и это самое важное, — борьба со своими грехами, предупреждение новых, серьезное и благочестивое размышление о своей жизни, а для людей православных — в молитве и покаянии. Пост укрощает наши страсти и обуздывает худые навыки, а бдением сердце смягчается, чистота мысли блюдется, непристойные воображения прогоняются. Поэтому одно воздержание от пищи совершенно недостаточно, напротив, если человек постится телесно, но остается невоздержан на язык, осуждает и обижает людей, то лучше б он и не ограничивал себя в еде.
Пост послабляется только больным людям. По мнению преподобных Варсонофия и Иоанна, болезнь вменяется человеку вместо поста и даже ценится больше его. Болезнь как раз и предназначена для очищения души, для того, чтобы душа обогатилась духом кротости, незлобия, милосердия, любви и другими христианскими добродетелями. Тот, кто переносит болезни без уныния и печали, а с терпением и верой, тот и получает свое спасение. Больному человеку попускается пост телесный, но душевный и духовный посты остаются в силе. Исповедь, соборование, причастие должны стать составной частью лечения и основой для исцеления от недугов душевных и телесных.
Для человека здорового таким временем очищения является пост. Святой Афанасий Великий учил: «Видишь ли, что делает пост: болезни врачует, мокроты иссушает, бесов прогоняет, лукавые помыслы удаляет и сердце делает чистым».
Каждый сам решает, в состоянии ли он поститься, на то нам и дана свободная воля, чтобы выбрать добро или зло. Пост никому и никогда не принес никакого вреда, а для многих стал твердой основой для изменения своей жизни к лучшему. Именно во время поста многие отказываются от своих дурных привычек и пороков и больше к ним не возвращаются, многие делают первый шаг к тому, чтобы своим разумом подняться над суетой и взглянуть на свою жизнь другими глазами.
Василий КАПИТАНЮК, настоятель храма Рождества Христова