Врио главы администрации, первый заместитель Борис Иннокентьевич ГЛАДКИХ в последний день приема документов подал заявление об участии в конкурсе на замещение должности мэра Находки.
О том, почему старожил находкинской политики принял решение бороться за главное кресло города и какие цели ставит перед собой претендент на пост мэра, мы решили спросить у него самого.
Позвольте еще раз поздравить вас с присвоением звания «Почетный житель Находки»!
— Спасибо! Для меня это большая честь!
Для многих было неожиданным ваше участие в конкурсе на замещение должности главы администрации. Ведь вы не раз говорили, что хотите уйти на заслуженный отдых.
— Не отказываюсь от своих слов. Убежден, Вячеслав Васильевич КВОН будет хорошим главой Находки. Но не сейчас. Ситуация такова, что, к сожалению, у нового мэра нет времени на «раскачку», на знакомство с людьми, ситуацией, проблемами. Их нужно решать немедленно. При этом, что важно, плотно и активно работая не только с депутатами городской думы и своими подчиненными в администрации, но и со стивидорами. Потому что в данный момент первоочередная задача — решение проблемы угольной пыли. И не через полгода-год, а уже сейчас. При всем уважении к Вячеславу Васильевичу, ему на это потребуется время, которого у Находки просто нет.
И одновременно стоял вопрос о новом главе для Спасска-Дальнего, который должен продолжить работу, начатую Квоном. Это тоже непросто для нового руководителя — не навредить, не разрушить то, что уже сделано, и двигаться в том же направлении.
Вот так вот все сложилось — и в Находке, и в Спасске-Дальнем. Перед Андреем Владимировичем ТАРАСЕНКО, врио губернатора, стояла очень непростая задача. И он принял такое решение: Вячеслава Васильевича оставить в должности главы Спасска-Дальнего, а меня — выдвинуть как кандидата на пост главы Находки. Конечно, это все не в один день решалось. Конечно, обсуждали и…
…и вы приняли это предложение.
— Я — человек старого воспитания, старой закалки. Есть такое слово «надо». И второй момент — я патриот нашего города. Для меня благополучие Находки и ее жителей — превыше всего. Тем не менее это было очень непростое решение. Серьезно! Я уже настроился на… нет, не на безделье, конечно (не умею быть без дела), но на личное, домашнее… Но речь не об этом.
Никогда прежде я не рассматривал возможность возглавить администрацию. Главная задача, главная цель, которую перед собой ставил, это работа на благо города и его жителей. Поэтому, когда Андрей Владимирович обозначил ситуацию и предложил принять участие в конкурсе, именно это — благо города, благополучие людей — было определяющим в моем решении.
Потому что стоит задача не просто управления городским хозяйством, не просто решения текущих — сложных или простых, не суть важно, — проблем. Сейчас главная цель — избавить город от угольной пыли, не разрушая экономическую основу. Можно и по другому, с другой стороны обозначить: главная цель — обеспечить экономически выгодную и экологически безо-пасную деятельность стивидоров. В силу опыта портовой деятельности, в силу знания проблемы, в силу многолетних деловых контактов с руководителями стивидорных компаний, я могу достичь этой цели.
Вы сказали о главной цели — благополучии Находки и жителей города. Но есть такой стереотип по отношению к людям, идущим во власть, что их цель — личное обогащение. Действительно, многие, став руководителями, внезапно обзаводятся недвижимостью, дорогими автомобилями и т. п. Вы, как кандидат на должность главы, не подходите под этот стереотип. И во власти уже не первый год, и состоятельный…
— Скажем так — обеспеченный. Мое состояние — результат успешной работы в «Малом порту». Мы основали его в 1992-м с нуля, без копейки инвестиций, практически на пустыре: начинали с трех арендованных причалов в Восточном порту, один из которых даже не был отсыпан. Не было ни техники, ни помещения — голый кусок земли. Работали, как говорится, «с колес». Не буду углубляться — это отдельная долгая и интересная история. Скажу лишь, что за 13 лет, когда я возглавлял «Малый порт» мы подняли его до уровня успешной, прибыльной и, что важно, динамично развивающейся компании.
Почему же вы ушли?
— Это был 2005-й год. Во-первых, я стал понимать, что сделал для компании все, что мог, а для дальнейшего ее роста нужны иные возможности. «Малый порт» для меня — как ребенок. Ты растишь его, воспитываешь, делаешь все, чтобы он получил образование. А потом наступает момент, когда он выходит во взрослую жизнь, и родительская опека ему не нужна, она тормозит. Так и в этом случае. И так совпало, что как раз в этот момент мне предложили продать мой пакет акций «Малого порта». Вот и весь секрет моей обеспеченности.
То есть вы сейчас к «Малому порту» отношения не имеете?
— Если забыть о том, что я его основатель, то нет, не имею. Мой сын — один из акционеров компании, и только. Насколько я знаю, только этим — владением пакетом акций — его участие в работе «Малого порта» и ограничивается.
Возвращаясь к тому, почему я ушел из «Малого порта», то опять же совпало: Олег Геннадиевич КОЛЯДИН, в то время мэр Находки, предложил занять должность вице-мэра по Врангелю. Я не сразу согласился. Одно дело — руководить портовой компанией, которую сам создал и знаешь все нюансы работы порта. И совсем другое — заниматься муниципальными проблемами. В то время, откровенно говоря, поселок был в плачевном состоянии: разбитые дороги, протекающие крыши, замерзающие зимой дома, неосвещенные улицы и дворы и еще множество крупных и мелких проблем. А финансирование Врангеля осуществлялось по остаточному принципу, хотя компании Восточного были крупнейшими налогоплательщиками Находки. Думал, как за это взяться, с какой стороны подойти?
Серьезный вызов!
— Да, серьезный. Кажется, проще с «нуля» новую компанию создать. Хотя, по большому счету, очень похожие задачи. Что «Малый порт» — без копейки создавали, изыскивали ресурсы, крутились, как могли, что поселковое хозяйство — денег нет, а задачи решать надо. И без ложной скромности скажу: за два года, что я эту должность занимал, нам многое удалось сделать. Денег, повторюсь, не было, и я начал привлекать портовиков. В конце концов, большинство работников портов в районе Врангеля живут именно здесь.
С чего начал? С крыш. Крыши плоские были — они всегда текли. И во времена Советского Союза текли и, тем более, после. Мы стали монтировать шатровые, крыли шифером. Проблема была решена на долгие годы: шифер может служить порядка 50 лет. Потом мы начали асфальтировать дороги в поселках — и в Первостроителей, и в Береговом. Довольно неплохо выполнили. Конечно, хотелось бы лучше, но исходили из тех скудных средств, что были. К сожалению, остается пока проблема основной трассы — от Восточного до Находки, но это федеральная магистраль. Надеюсь, в скором времени и ее наконец отремонтируют.
Вы 13 лет работали в муниципалитете на руководящих постах — заместителя главы, первого замглавы, врио главы. Какие задачи, в случае избрания, ставите для себя, как для главы, без приставки «врио»?
— Для меня эта приставка ничего не значит. Я выполняю свою работу сейчас и намерен исполнять ее с той же честностью и ответственностью. Задача все та же: благополучие Находки и ее жителей. Качественное и планомерное решение текущих задач. Исполнение поручений краевой и федеральной власти. Решение проблемы угольной пыли.
Кстати, по последней задаче хочу отдельно подчеркнуть: мы — и администрация, и гордума, и стивидоры — должны сделать все необходимое, чтобы наш город вновь стал экологически чистым и безопасным. Мы все должны сделать все, чтобы порты города могли осуществлять перевалку любого груза без ущерба для города и горожан. Любого!
Я намерен добиваться от стивидоров исполнения законов, подписанных соглашений, поручений президента. И не сомневаюсь, что у меня получится. Уверен в этом хотя бы потому, что знаю руководителей всех стивидорных компаний, и смею заверить — они заинтересованы в экологически чистой Находке ничуть не меньше, чем каждый из нас, жителей города.
Сергей Туктамышев
Фото предоставлено журналом «Технология дела»