Прямая линия — 2017: год спустя

Неделю назад прошла очередная ежегодная Прямая линия с президентом России Владимиром Путиным. А сегодня,  15 июня — годовщина предыдущего диалога страны с ее руководителем.


Как правило, общение россиян с главой государства — всегда большое событие для всей страны. Но особенным оно становится для тех, кто смог лично задать вопрос Владимиру Путину либо озвучить свою проблему. Потому что, чаще всего, сразу после этого начинает решаться то, что прежде не решалось.
Стала особенной прошлогодняя Прямая линия и для Находки. Андрей Боль, 10-летний школьник, на всю страну рассказал президенту об острой проблеме нашего города — угольной пыли. В нынешнем году эту тему никто не озвучил, но это не значит, что она перестала быть актуальной. Что изменилось за этот без малого год? Насколько помогло внимание первого лица государства в решении проблемы?
Ответ — да, безусловно. Конечно, до окончательного ее разрешения еще довольно далеко. Но тенденция обнадеживает.
Стивидоры
Справедливости ради стоит отметить, что стивидоры, понукаемые краевыми властями, активизировались еще до общения находкинского школьника с президентом. После зимних акций протеста 2017 года начали делаться первые шаги по внедрению различных систем пылеподавления. Да, Прямая линия стала катализатором, но в первые полгода после нее, по сути, изменилось немногое. А именно: во-первых, стало более активным информационное освещение происходящего, а во-вторых, стивидоры начали закупать технику пылеподавления и наращивать пылеулавливающие и ветрозащитные экраны.
Однако, наступление холодов и зимних ветров, «благодаря» которым отдельные микрорайоны Находки и окрашиваются в угольный цвет, показало, что мероприятия по борьбе с пылью, о которых так бодро рапортовали стивидоры летом-осенью 2017-го, либо оказались неэффективны, либо, в случаях отдельных компаний, были банальной показухой.
Причем сложность заключается в очень плотном соседстве терминалов разных компаний, из-за чего не всегда представляется возможным достоверно определить, кто конкретно из них «портит воздух». В результате, добросовестный стивидор, честно запускающий на полную мощность снегогенерирующую пушку в момент перевалки, мог попасть под раздачу из-за не столь честного соседа, решившего сэкономить воду и электричество, и потому безбожно пылящего.
С активизацией в начале 2018 года властных структур (об этом чуть ниже) угольные терминалы в большинстве своем начали более осознанную работу по внедрению систем пылеподавления с целью повышения эффективности мер борьбы с «черной заразой». Больше появилось стационарных и мобильных пушек, генерирующих туман либо снег, благодаря чему их действие покрывает все проблемные участки перевалки угля. Выше и шире стали защитные и пылеулавливающие экраны.
В результате на конец весны 2018 года стивидоры совокупно вложили более 551 миллиона рублей в реализацию мероприятий экологической направленности. В том числе приобретено 37 систем пылеподавления и 10 единиц спецтехники, выполнен монтаж 1,82 погонного километра пыле- и ветрозащитных экранов. Кроме того, выполнено проектирование, реконструкция, строительство и техническое перевооружение очистных сооружений ливневых сточных вод на общую сумму 104, 8 млн рублей.
И это только начало. Потому что общая совокупная стоимость запланированных природоохранных мероприятий, выполняемых стивидорами по предотвращению загрязнения угольной пылью за счет собственных средств до 2020 года составляет более 1,7 млрд рублей. Много это или мало? Вопрос стоит иначе: насколько это будет эффективно?
Власть и контроль
Разительно изменилась за прошедший с предыдущей Прямой линии год и эффективность действий власти и контролирующих структур в отношении угольных терминалов.
Первые полгода после 15 июня 2017-го краевая власть отметилась в основном декларациями о необходимости борьбы с угольной пылью и об ответственности стивидоров за ее отсутствие. А федеральная и вовсе присутствовала лишь номинально. И только. Все изменилось после смены руководства региона, хотя и не сразу в силу объективных причин (время на знакомство с ситуацией и главными действующими лицами, например). Но к началу 2018-го краевая власть не просто обозначила свое участие в процессе, но открыто заявила о твердом намерении решать проблему, как говорится, «невзирая на чины и звания». Серьезность намерений приморского руководства подтвердили своим участием представители и администрации президента, и правительства.

Спустя год, как было сказано в начале, тема угольной пыли никак не прозвучала в ходе Прямой линии. Возможно, это напрямую связано с тем, что есть очевидные положительные результаты и все предпосылки для разрешения этой проблемы. Разу-меется, мы уже не узнаем, вспоминал ли Владимир Путин о Находке и мальчике, поставившем «на уши» все Приморье в 2017-м. Нам остается надеяться и верить, что если через год, когда состоится очередной диалог с народом, президент вспомнит о нашем городе и этой теме, то у жителей Находки будут все основания сообщить ему, что проблема решена.

Уже в первые месяцы 2018 года всем — и в первую очередь владельцам угольных терминалов — был послан предельно ясный сигнал, что федеральная и краевая власти, контролирующие структуры и надзорные органы больше шутить не намерены. И если до конца 2017-го за многочисленные нарушения компании отделывались легким испугом в размере копеечных, по меркам отрасли, штрафов, то в новом году решением суда работу некоторых стивидоров приостанавливали на десяток-другой дней, что в общем-то чревато для бизнеса куда большими потерями: штрафные санкции от клиентов обходятся намного дороже выполнения предписаний Росприроднадзора.
К сожалению, не все терминалы восприняли этот сигнал всерьез: некоторые, нарушив постановление суда, возобновляли работу раньше предписанного срока. Но, может, это и к лучшему. Потому что они тут же были наказаны вновь — как подтверждение для остальных серьезности намерений власти.
Более того, руководителям четырех стивидорных компаний были вручены уведомления об уголовной ответственности за неисполнение решений суда. А это серьезней даже штрафных санкций от клиентов.
Контролирующие органы наконец-то стали обеспечивать не только реальную проверку работы терминалов, но и наказывать нарушителей, причем невзирая на «статусность» предприятия в экономической табели о рангах. Что там говорить, если даже АО «Восточный Порт» — крупнейшая стивидорная компания России, занимающаяся перевалкой угля, — едва не попала под горячую руку Росприроднадзора, но успела устранить нарушения, и иск был отозван.
Наконец, власти удалось совершить главное на данный момент: заключить с ответственными стивидорами ряд соглашений, по которым те берут на себя, скажем так, «повышенные» обязательства по внедрению систем пылеподавления, равно как участию в социально-экономической жизни Находки. Согласно этим соглашениям ряд стивидоров заявили о начале работ по внедрению механизмов закрытой перевалки угля.
Жители, экологи, социальный протест
Несмотря на то что проблема сохраняет свою остроту, накал социального протеста значительно, на порядок, снизился по сравнению с прошлым годом. Если до Прямой линии в Находке регулярно проходили митинги, собиравшие многие сотни и тысячи горожан, недовольных проблемой угольной пыли, то после нее численность участников акций протеста редко превышает две сотни человек.
И тому есть несколько причин. С одной стороны, взятие проблемы на контроль на самом высоком уровне и предпринимаемые властями шаги дали надежду жителям города на ее решение. С другой, действия стивидоров (пусть и неэффективные на начальном этапе, как показала минувшая зима) и активность контролирующих органов (пусть и без особой жесткости к нарушителям) демонстрировали, что все причастные к проблеме участники пытаются исправить ситуацию.
Есть и третья причина. Естественные протесты жителей Находки в 2016-2017 годах подкреплялись активностью эко-активистов и эко-радикалов. Но первые с началом перемен приняли как данность необходимость перехода в «режим ожидания» — по крайней мере, до момента, когда будет понятно, насколько эффективны предпринимаемые действия. Вторые же — на фоне очевидных подвижек в решении проблемы угольной пыли — не сумели сохранить накал протеста. Не помогли даже политические лозунги.
К тому же, стивидорные компании и в течение 2017-го и весной 2018-го активно участвовали в различных мероприятиях по благоустройству городского округа. А это немаловажный позитивный аргумент для жителей Находки. Скверы, аллеи, дворы — озеленение и благоустройство. Спорт и культура — финансовая поддержка. Не говоря уже о городских мероприятиях, нуждающихся в спонсорских средствах: стивидоры в числе первых желающих помочь. Это, к слову, также прописано в многосторонних соглашениях между стивидорами и властями.
Наконец, еще одна причина снижения накала протеста — неконструктивность радикальных экологов. Ярче всего это заметно в соцсетях, где радикалы привычно критикуют любые действия стивидоров или властей в вопросе решения проблемы угольной пыли. Однако былой поддержки они уже не получают: в отличие от них, власти — местные, краевые, федеральные — предпринимают конкретные шаги для решения проблемы.

 

Запись опубликована в рубрике Главное. Добавьте в закладки постоянную ссылку.