В КОНЦЕ прошлого года правительством РФ было принято постановление о внесении изменений в порядок регистрации российских граждан. Какие новшества оно привнесло в нашу жизнь? Рассказать об этом мы попросили заместителя начальника отдела УФМС России по Приморскому краю в г. Находке, начальника паспортного отделения, капитана внутренней службы Ольгу ТОМИЛИНУ.
— Данное постановление не отменяет регистрационный учёт, но значительно упрощает его порядок. Несколько раньше, с 1 апреля прошлого года, у граждан РФ появилась возможность подавать заявления на оформление документов через портал, а с 1 июня иностранные граждане и лица без гражданства имеют право подавать заявления о выдаче разрешения на временное проживание в России, вида на жительство и продление вида на жительство также через портал.
До этого времени россияне с заявлением о регистрации по месту пребывания либо по месту жительства обращались непосредственно к должностному лицу, ответственному за регистрацию. Теперь документы можно подавать как по почте (пока это касается только регистрации по месту пребывания), так и через Интернет. Достаточно войти в федеральную государственную информационную систему по адресу gosuslugi.ru, найти «Единый портал государственных и муниципальных услуг», пройти процедуру регистрации «личного кабинета», и после этого вы получаете возможность направить документы в электронном виде. Образцы заявлений размещены на сайтах ФМС России, УФМС России по Приморскому краю. Лично обращаться уже нет необходимости. При принятии положительного решения о регистрации в ваш «личный кабинет» направляется ответ о принятии документов на оформление.
Свидетельство о регистрации отправляется почтой по адресу вашей квартиры или дома, указанному в заявлении, или выдаётся на руки в приёмные дни непосредственно в подразделении. Собственнику либо нанимателю в трёхдневный срок в обязательном порядке направляется письменное уведомление о регистрации по месту пребывания в его доме либо квартире заявленного им гражданина.
— Интернет, возможно, есть не у всех. Расскажите подробнее, как это сделать почтой?
— При направлении заявления, подписанного регистрирующимся лицом и собственником (нанимателем), предоставившим этому лицу жильё для временного проживания, почтой одновременно нужно отправлять адресный и статистический листки прибытия. Оформленное свидетельство вернётся вам также почтой по указанному адресу.
— Ольга Васильевна, изменения коснулись и регистрации по месту жительства?
— В некоторой степени. Теперь для оформления этой процедуры гражданин направляет через свой «личный кабинет» заявление по установленной форме на электронный адрес ответственного лица за регистрацию. Но здесь нужно внести ясность: люди, проживающие в частном секторе, должны обращаться по вопросам регистрации непосредственно в УФМС по Приморскому краю в г. Находке, а проживающие в многоквартирном жилом фонде – отправлять свои заявления на электронный адрес лиц, ответственных за регистрацию в управляющих компаниях жилых микрорайонов.
При получении гражданином ответа, что его документы приняты, в трёхдневный срок он должен прийти в подразделение ФМС по избранному месту жительства, расписаться в своём заявлении о регистрации, отправленном через портал. А затем предъявить паспорт и документ, дающий основание для вселения в новое жилое помещение, согласие собственника либо нанимателя в письменной форме, свидетельство о регистрации права собственности, договор найма жилого помещения, а при необходимости – и решение суда о вселении.
В этот же день в паспорт вносится штамп о регистрации по месту жительства. Гражданам, не достигшим 14-летнего возраста, свидетельство о регистрации оформляется и выдаётся по месту жительства.
— А можно ли сняться с учёта по месту жительства через «Единый портал»?
— Конечно. Отправив соответствующее заявление, в трёхдневный срок гражданин должен прийти в подразделение ФМС и предоставить паспорт для проставления в нём штампа о снятии с регистрационного учёта. При досрочном снятии с учёта по месту пребывания достаточно через «Единый портал» направить заявление и дождаться электронного уведомления через «личный кабинет» о снятии с учёта. При подаче заявлений в форме электронного документа необходимо в такой же форме отправлять и заполненные статистические и адресные листки прибытия-убытия. Все образцы имеются на сайтах регистрационного органа.
Записал Владимир ФЁДОРОВ