Закон должен «прописаться» в каждом доме

Сегодня — Всемирный день защиты прав потребителей

Каждый из нас ежедневно пользуется различными услугами как пассажир, покупатель, клиент банка, парикмахерской или химчистки. К сожалению, не всегда мы получаем должное обслуживание и достойный сервис, а чтобы отстоять свои права, следует изучать Закон «О защите прав потребителей», знать, куда в случае необходимости следует обратиться. Тема защиты значима во всех сферах рынка, но особое внимание во всем мире, в частности в  России, уделяется потребительским правам при оказании финансовых услуг  банками, обществами взаимного кредитования.

Впервые Всемирный день защиты прав потребителей отметили 15 марта 1983 года. В России он получил признание после принятия Закона «О защите прав потребителей» в феврале 1992 года, а в 1996-м — наша страна вступила во Всемирную организацию союза потребителей (ВОСП). В 2011 году праздник проходит под девизом «Потребители за честные финансовые услуги».  Продолжить эстафету минувшего года представители Международной федерации потребительских организаций  убедили лидеров «большой  двадцатки» — исследовать возможности усиления защиты наших прав в сфере финансовых услуг.

По мнению главного специалиста управления потребительского рынка и предпринимательства администрации округа Натальи Георгиевны Дутовой, одна из причин неполучения качественных услуг — элементарная потребительская безграмотность, незнание своих прав и неумение их отстаивать.

Главная цель всякой коммерческой организации — получение прибыли, а гарантийные обязательства – бремя, которое вынуждены нести поставщики услуг. Есть предприниматели, которые сделают  всё возможное, чтобы покупатель отказался от претензий, махнул на свои проблемы рукой. Поэтому Закон «О защите прав потребителей» должен «прописаться» в каждом доме — в статьях 18  и 25 изложены основные наши права. Следует твёрдо знать свои права и следить за соблюдением сроков подачи претензий и их рассмотрения.

В 2010 году в управление потребительского рынка и предпринимательства поступило 499 обращений от горожан.  Большинство жалоб по поводу продажи товаров, оказания услуг, выполнения работ ненадлежащего качества. В частности, претензии из-за некачественных телефонов, обуви, пылесосов, стиральных машин, телевизоров, холодильников, жалобы на некачественно выполненные работы по установке пластиковых окон, дверей, другие работы по ремонту жилья.

Чтобы не тратить время и нервы на написание жалоб и возврат товара, прежде всего его необходимо тщательно выбирать. А если всё же купленное оказалось бракованным, то следует описать недостаток в претензии, где также обязательно указать свои требования: ремонт, возврат денег или замена товара. Не откладывая, нужно вручить её продавцу или администратору торгового предприятия под роспись. Копию с отметкой о дате регистрации в магазине нужно оставить у себя. Варианты составления претензий (для разных случаев, по товарам и услугам) размещены на сайте администрации Находкинского городского округа в разделе «Торговля и  предпринимательство». Письменная жалоба поставит предпринимателя в жесткие рамки: деньги он должен вернуть в течение десяти дней, заменить товар – не позднее двадцати. Необходимо помнить, что если вы передаете товар только для проверки качества, не указав такие требования, как ремонт, замена или возврат денег, то закон не ограничивает срок проверки. Этим зачастую и пользуются недобросовестные продавцы, чтобы потянуть время.

При передаче на проверку некачественной вещи следует документально зафиксировать (в квитанции приема-передачи с выдачей копии на руки) факт, что приёмщик убедился в наличии недостатков в этом товаре. Это понадобится в том случае, если после его отправки в сервисный центр вдруг окажется, что «недостаток не подтвердился» и товар «исправный» (на самом деле без вашего ведома его отремонтировали). Покупатель вправе лично доставить товар на проверку и присутствовать при её проведении.

Если же законные и правильно заявленные требования не исполняются в срок, за защитой своих прав следует обращаться в суд. Иски в защиту прав потребителей госпошлиной не облагаются, а связанные с их предъявлением необходимые затраты, например на юридические услуги, в случае принятия решения в вашу пользу возмещаются ответчиком.

Немало претензий в управление  поступило за прошлый год на «агрессивные продажи», когда товар демонстрируется дома и, не давая хозяевам опомниться, подписываются кредитные договоры под большие проценты (до 70% годовых). Эти методы приводят к заключению сделок, не соответствующих интересам потребителей. Были жалобы и на нарушение общественного порядка возле предприятий торговли, реализующих алкоголь, на непринятие мер по очистке прилегающих территорий от мусора и наледи, на факты продажи спиртного и сигарет несовершеннолетним, обсчеты и обвесы. Волнует горожан и рост цен на продовольственные товары.

 ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ НА ЗАЩИТЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
 Телефонную консультацию по вопросам нарушения прав потребителей проведут 17 марта специалисты управления потребительского рынка и предпринимательства администрации Находки.
Как сообщили специалисты управления, телефонные звонки будут приниматься ими  17 марта с 9.00 до 12.00 по телефону 69-21-32. Консультацию смогут получить все жители Находки, у кого имеются вопросы, связанные с соблюдением прав потребителей в сфере торговли, бытового обслуживания населения и общественного питания.

 Если администрация предприятия не реагирует на претензию, следует обратиться в контролирующую организацию. К органам, выполняющим контролирующие функции в сфере потребительского рынка, относятся:

Роспотребнадзор (Озерный бульвар,11,   64-32-62 — приемная; 64-56-97- консультации по  ЗПП) — федеральный контрольный орган в сфере ЗПП и благополучия человека; работают с жалобами потребителей товаров и всех видов услуг.          Уполномочены проводить проверки, составлять протоколы о нарушении  правил торговли, бытового обслуживания, санитарных норм и    других нарушений в различных сферах, налагать административные взыскания.

УПРиП (управление потребительского рынка и предпринимательства) администрации НГО (Находкинский пр-т, 16; 69-21-24 — приемная, 69-21-32, 69-21-16, 69-21-14 — отделы управления) – консультации по правам потребителей, претензиям; работа с письменными и устными жалобами по нарушениям прав потребителей в сферах торговли, бытового обслуживания и общественного питания.

ТПП (Торгово-промышленная палата) г. Находки (Находкинский пр-т, 10, 64-18-45); центр сертификации (Находкинский пр-т, 23, 64-53-81)  — экспертиза товаров и услуг.

ОБППР и ИАЗ МОБ УВД г. Находки – правонарушения на потребительском рынке. Уполномочены составлять протоколы, привлекать к административной ответственности.

Лолита МУЗЫКА 
Запись опубликована в рубрике События, факты. Добавьте в закладки постоянную ссылку.