Стираем белые пятна истории

В наши дни важно сохранить небезразличное отношение к судьбе родного края, своей малой родины. Необходимо осмыслить наше прошлое, раскрыть потаенные страницы истории, ее белые пятна, которых, к великому сожалению, еще очень много. На карте Южного Приморья встречаются населенные пункты, о которых мы сейчас знаем только по воспоминаниям наших бабушек и дедушек, о них практически не осталось никаких сведений, кроме их названия.


Одно из таких белых пятен исчезло благодаря усилиям находкинских родоведов.
Ярким доказательством этому стала презентация работы члена Русского географического общества Елены Эдуардовны БЕНДЯК «Исчезнувшие деревни: Таудеми и Алексеевка», которая состоялась в Центре культурного обслуживания населения с. Новолитовск и была посвящена 80-летию образования Приморского края. Встреча, которую инициировали активисты клуба «Находкинский родовед», собрала всех, кому небезразлична судьба исчезнувших поселений: краеведов, работников культуры, представителей национально-культурных автономий корейцев г.Находки и Партизанска, местных жителей, школьников.
Председатель клуба генеалогов-любителей Находки Ольга Александровна ГОРЕЛОВА сообщила, что толчком к изучению истории утраченных корейских деревень стали необычные находки в нескольких километрах от села Новолитовск в районе с. Кириловка – предметы быта крестьян-переселенцев с явным национальным колоритом. Руководитель НКА корейцев г.Находки Константин Миронович КИМ и его заместитель Георгий Алексеевич ХЕГАЙ предложили выяснить, кому принадлежат раритеты и что за поселение найдено в окрестностях с. Новолитовск. Совместный труд любителей истории малой родины с представителями национально-культурных автономий корейцев Южного Приморья привел к потрясающим результатам, которые и были озвучены на мероприятии.
Елена Эдуардовна БЕНДЯК подробно осветила результаты своих архивных изысканий. Оказывается, деревня Таудеми впервые встречается на карте землемера Шишкина за 1869 год и обозначена как фанза Таудми. Год основания в разных источниках варьируется, но краевед взяла за основу 1883 год согласно документу «Ведомость к карте заселения Уссурийского края, составленной чинами Уссурийской партии в 1905 г.», где и стоит эта дата. Поселение располагалось в 20 верстах от села Владимиро-Александровское в долине одноименной реки Таудеми (ныне – р. Литовка), что в переводе с китайского означает – «большая удми».
Как утверждает исследователь ХIХ века А. Н. Насекин: «…первоначально они (корейцы) поселились в Екатериновке, но когда там заселились русские переселенцы, были оттуда выселены. Землю выбрали сами и начали пахать, где было удобно. Почва в большей степени оказалась каменистой. Но не зря корейские земледельцы – великие труженики. И в последующие годы землица ответила хорошими урожаями: при посеве 5 пудов пшеницы получили 100 пудов, из 4 пудов на десятину овса получили 140 пудов».
На 1890 год в Таудеми, которую пополнили отдельные корейские семьи из первых корейских деревень Янчихе, Фаташи, Собиловки, с Лифы, числилось 56 семей. Общее число жителей деревни на 1 июля 1890 года составило 277 человек: 161 мужчина и 116 женщин.
Чтобы быть полноправными гражданами Российской империи, корейцы активно принимали православие. Это доказывают записи в метрических книгах душкинской и новолитовской церквей, где можно собрать информацию о первых жителях деревни, о вновь рожденных, о браках, о крещении корейцев. Корейцы Таудеми хотели, чтобы церковь была построена и в их местности, и даже обращались с прошением к епископу Камчатскому, Курильскому и Благовещенскому, но получили отказ по причине малого количества жителей православного исповедания.
В 1901 году, по желанию корейских крестьян, в деревне на средства самих жителей была открыта церковно-приходская школа. Построили ее на скорую руку по типу фанзы, не было при школе ни учебников, ни библиотеки, но зато в ней могли обучаться дети – на 1901 год это были 30 корейских и 2 русских мальчика из д. Новолитовское.
В начале XIX века деревня разрослась настолько, что возникла необходимость территориального деления. В мае 1910 года на сходе крестьян в присутствии сельского старосты Федора Пака и Новолитовского волостного старшины Степана Верхогляда был заслушан вопрос о разделении деревни Таудеми на две части. Одна осталась с прежним названием, вторая была названа по речке Сибичан и впоследствии переименована в деревню Алексеевку.
Как же выглядела деревня и чем занимались ее жители? На этот вопрос полный ответ дал господин Насекин, автор «Краткого исторического очерка…»: «Кореец – хозяин участка – живет среди своего поля… корейские фанзы разбросаны по всей долине, занимаемой деревней… деревьев нигде не видно вблизи фанз, и все посевы расположены вокруг дома, клочками». Корейцы возделывали рис, пшеницу, буду, чумизу, кукурузу, овес, гречу, бобы. Еще они выращивали каолян (гаолян) – нечто вроде проса, но гораздо крупнее, красного цвета. Из него готовили кашу – паби, квас – камджи и водку – сули. Он служил хорошей пищей и лошадям.
Для обработки земли корейцы впрягали в плуги быков или лошадей. Орудиями для ручной работы служили хоми (род русской мотыги) и кааки-ци. Для измельчения зерновых корейцы пользовались каменными катками, деревянными ступками. Жернов приводил в движение осел, бык или лошадь с завязанными глазами.
Молоко корейцы не пили, поэтому оно все доставалось теленку. Весь крупный скот держали на приколе в устроенных хлевах, так как пастбищ почти нигде не было. А вот свиней держали в каждом хозяйстве, преимущественно для себя, так как корейцы очень любят свинину. Все предметы первой необходимости производились самими членами семьи. Хлебопашество доставляло земледельцу все, в чем он нуждался. О том, что основным занятием местных жителей было сельское хозяйство, говорят и предметы быта, найденные на заброшенном поле.
Зимой крестьянским семьям работы тоже хватало. Мужчины заготавливали дрова и лес, гнали сули из всех родов хлеба, готовили растительное масло, сою. Женщины пряли пеньку, ткали грубые, но прочные ткани. Кореец сам изготовлял себе платье, соломенные и веревочные башмаки, корзинки, метлы, веревки, циновки, плетни для забора и деревянные части земледельческих орудий.
Интересный исторический факт: в 1894 г. был открыт почтовый тракт на Сучан, и недалеко от деревни Таудеми поставили почтовую станцию с таким же названием. Содержали станционные помещения местные крестьяне славянского происхождения. Местонахождение почтовой станции можно предположить, так как она обозначена на одной из карт.
В годы становления Советской власти в Приморье судьба корейской деревни Таудеми заметно изменилась и повторила судьбы сотен поселений нашего края. Жители Таудеми участвовали в партизанском движении, принимали участие в создании советских местных органов самоуправления, в 1935 году создали коллективное хозяйство «Молния». В 1937 году корейцев деревни постигла участь всех российских корейских подданных – они были депортированы в страны Средней Азии и, поселившись в Узбекистане, основали колхоз «Правда».
Презентация Елены БЕНДЯК была заслушана с глубоким вниманием. Ее работу украсили карты местности разных лет, фотографии корейских крестьян и сельхозорудий. Дополнила ее доклад родовед Лариса Арнольдовна ПОВХ (ЛЕМБЕТ), которая поведала о последних находках в Государственном архиве Приморского края – о том, что были найдены «Партизанские билеты» корейцев – участников партизанского движения, в которых сохранились полные биографические сведения, Устав партизан и цветные вкладыши. Эти находки требуют кропотливого детального изучения.
О некоторых раритетах, найденных на территории заброшенной деревни, рассказал энтузиаст Юрий ГАЛУШКИН – человек, увлеченный историей своей малой родины. Ирина Владимировна ЕРМИЛОВА представила выставку предметов быта таудеминских крестьян и книги Валентина Петровича ПАКА, подаренные музею «Залив Восток».
Константин Миронович КИМ от души поблагодарил родоведов за проделанный труд, за сохранение исторической правды и вручил Елене Эдуардовне букет цветов. Житель Находки Владимир ЦОЙ, отец которого родился в Таудеми, также нашел для энтузиастов клуба генеалогов слова благодарности. Презентация дала пищу для воспоминаний местных жительниц – председателя Совета ветеранов с. Новолитовск Людмилы Ильиничны ДАНИЛЕНКО и жительницы с. Волчанец Ольги Ивановны СНЕГУРОВОЙ.
Материал подготовила Ольга АЛТУХОВА

Запись опубликована в рубрике Страницы истории. Добавьте в закладки постоянную ссылку.