Проблема бездомных животных в Находке, кажется, никогда еще не была столь острой как сейчас. Долгие годы ее решали варварским способом – либо отстреливали собак на глазах у всех, либо, щадя горожан, отлавливали, чтобы потом всё равно убить.
Спорным это решение было не только из-за жестокости, но и по причине
малой эффективности: место убитых животных вскоре занимали новые. Из кустов и подвалов выскакивал частично сумевший избежать облавы молодняк уличного приплода.
Но куда чаще уличные стаи пополняли «друзья человека», этими «человеками» преданные и брошенные.
Разумеется, четвероногие бродяги есть во всех населенных пунктах. Но в Находке, так получилось, ситуация в последние годы усугубилась. Несколько лет назад после массовых протестов горожан «утилизировать» собак привычным способом прекратили. Другой вопрос, что «гуманные инструменты» внедрить не сумели, несмотря на ежегодные поступления средств из краевого бюджета. Оказалось, для гуманного решения вопроса – отлов, стерилизация, лечение и полугодовое содержание – исполнитель должен иметь соответствующим образом обустроенную территорию: с вольерами, помещениями для ветеринара и обслуживающего персонала, с подведенными коммуникациями. И только в этом случае потенциальный подрядчик может подать заявку на участие в конкурсе, который, к слову, по закону должен проводиться каждый год.
Понятно, что организация приюта для животных с нуля – дело затратное, прибыль – копеечная, окупаемость сомнительная, а риск вложиться и не выиграть конкурс, хоть и небольшой, но есть. Неудивительно, что желающих возиться с хвостатыми беспризорниками на коммерческой основе в городе не нашлось. В результате относительно стабильное прежде поголовье уличных животных стало стремительно расти, превращая малозначимый для любого населенного пункта вопрос в головную боль и администрации, и городских служб и, что важней всего, жителей Находки. Если прежде малочисленные стаи собак лишь изредка отмечались агрессией, то только в последние полгода количество жалоб на нападения «друзей человека» в разных микрорайонах округа резко увеличилось. Проблема стала настолько острой, что зазвучала на ставших регулярными встречах жителей с главой Находки Борисом Гладких. Благодаря одной из последних, состоявшейся в школе «Полюс» на мысе Астафьева, зародилась идея, которая позволит решить вопрос с бездомными животными на годы вперед.
Окончательно идея сформировалась на совещании у главы города Бориса Гладких. Совещание прошло при участии директора недавно созданного Экологического фонда «Находка» Татьяны Коваленко и соучредителя Фонда защиты животных «Пес и Кот» Елены Чугуновой. Суть идеи в следующем. Администрация выделяет подходящий по условиям участок муниципальной земли, на которой за счет средств ЭкоФонда «Находка» сооружаются вольеры для собак и подсобные помещения. А специалисты фонда «Пес и Кот» берут на себя, собственно, реализацию задачи – отлова собак, их лечения и стерилизации, а также содержания.
К слову, Фонд защиты животных прежде несколько лет пытался реализовать создание такого приюта. Были обращения к Олегу Колядину, Михаилу Пилипенко, Андрею Горелову. Впрочем, сегодня всё это, пожалуй, не имеет значения.
Куда важней другое – итоги совещания у нынешнего главы, Бориса Гладких. Он сразу обозначил приоритеты: проект должен быть оформлен долгосрочно: так, чтобы его существование и работа не зависели от того, кто будет главой администрации. «Сегодня – я. Завтра – кто-то другой. Это неважно! Главное, чтобы эта организация (приют) работала и дальше, выполняя поставленную задачу», – подчеркнул Борис Гладких.
Такой подход в полной мере удовлетворил Елену Чугунову. По ее словам, уже сейчас кинологи и ветеринары Фонда защиты животных занимаются лечением и стерилизацией бездомных собак – но только в частном порядке, за счет пожертвований. А после того как будет обустроен приют, интенсивность работы специалистов Фонда кратно возрастет. И если сейчас на возмездной основе «Пес и Кот» помогает 10-25 животным в восьми вольерах, то в границах создаваемого приюта получится отловить, стерилизовать, вылечить и содержать не одну сотню собак.
Елена ЧугуновА подчеркнула, что после стерилизации нет необходимости держать уличную собаку в приюте. Дело в том, что после этой операции кардинально меняется поведение как кобелей, так и самок: они в короткий срок (как правило, в рамках постоперационного периода) становятся более добродушными и не несут никакой угрозы. Это значит, что часть собак после операции можно будет вернуть в привычную среду обитания, не опасаясь, что они кинутся на человека. При этом для эффективности работы приюта Елена Чугунова предложила чипировать стерилизованных собак. Это позволит не только специалистам приюта отслеживать подопечную, но и жителям города распознавать «безопасных» животных.
По результатам совещания договаривающиеся стороны условились встретиться в середине февраля, чтобы уже более конкретно определиться с участком, где будет располагаться приют, а также обсудить механизм взаимодействия.