Проблема обновления подвижного состава участниками автотранспортных пассажирских перевозок Находки с каждым годом обостряется. Средний возраст автобусов соответствует требованиям только в одной городской компании — ООО «Альянс», работающей на межгороде.
И только благодаря машинам малой вместимости, которые были приобретены в последние годы. Показатель остальных перевозчиков наводит на глубокие размышления. Средний возраст автобусов компании ООО «Ориент-Авто-Люкс» составляет 14 лет, Находкинского пассажирского АТП — 19, при сроке эксплуатации
по нашим дорогам 10 лет. Некоторые машины уже давно выработали своей технический ресурс.
К чему это в итоге приведет? Как видится решение назревшей проблемы генеральному директору ООО «Находкинское пассажирское АТП» заслуженному работнику автотранспорта России Алексею ГАШЕВУ?
— Алексей Александрович, сколько сегодня стоит на рынке автобус большой вместимости?
-Для того чтобы выправить ситуацию, нашей компании необходимо обновлять хотя бы по два автобуса в год в течение пяти лет. Машины большого класса стоят в пределах 13 миллионов рублей, среднего — от четырех до семи, малой вместимости — около двух миллионов. В среднем на эти цели требуется около 100 млн рублей. Таких денег у компании нет. Если приобретать технику по лизингу либо в кредит — кабала. Самая низкая процентная ставка из всех находкинских финансовых учреждений сегодня у Примсоцбанка. Но, оформив кредит на два автобуса под 8,5 процента на пять лет, нам придется ежемесячно вносить в виде платежей по 700 тысяч рублей. Со следующего года этот платеж уже удвоится. Таким образом на пятый год кредита нам нужно будет отдавать банку уже по три с половиной миллиона рублей в месяц. Это при том, что все предприятия, работающие на междугородных маршрутах, приносят доход около 400 млн рублей в год.
По действующему законодательству ответственность за автотранспортное обслуживание пассажиров, как стратегическое направление экономики, в регионе лежит, прежде всего, на администрации Приморского края. И от нее, в первую очередь, зависят субъекты региона. Для Владивостока средства в краевом бюджете нашли и запланировали приобрести 100 автобусов, работающих на природном газе. А мы такие же налогоплательщики, как и предприятия краевого центра, и выполняем те же задачи.
Эта проблема решена и правительством Сахалинской области, где в прошлом году областной бюджет выделил перевозчикам дотацию в размере 600 млн рублей. Благодаря этой поддержке сохранили существующий тариф в размере 20 рублей за одну поездку. Во Владивостоке стоимость проезда в городских автобусах сегодня 23 рубля, в Находке — 25, хотя себестоимость по методике расчетов Минтранса России составляет уже 37 рублей.
Без софинансирования кредитных или лизинговых программ перевозчиков тариф на проезд будет только расти. Что касается Находки, это, скорее всего, произойдет уже во второй половине текущего года. Несмотря на заверения правительства о сдерживании цен на горюче-смазочные материалы, с нового года стоимость литра топлива увеличилась на три рубля, на два процента вырос НДС. А как нам быть? Мне кажется, мы уже вплотную подошли к рубежу, когда убыточный общественный транспорт или хотя бы некоторые его маршруты должны дотировать из бюджета. Не будет этого, придется существенно сократить количество автобусов на линии, отдав часть перевозок такси.
Сегодня, например, в Китае самым массовым видом общественного транспорта стало такси. На наши деньги одна поездка там стоит 100 рублей, или в два раза дешевле, чем у нас. С увеличением компаний такси этот вид транспорта должен стать доступнее и нашему населению.
— Какие меры предпринимаете вы?
-Несколько дней назад в администрации края прошло очередное заседание рабочей группы по выработке единой концепции с участием представителей администрации края и перевозчиков. По результатам встречи я подготовил официальное письмо в администрацию Приморского края о проблемах автомобильного общественного транспорта в Находке, предложив некоторые пути их решения. Так, за прошлый год из-за роста стоимости топлива почти на 23 процента и увеличения тарифа на проезд в автобусах отмечено снижение пассажиропотока на городских, пригородных и междугородных маршрутах. Выросло количество убыточных маршрутов, от которых отказываются перевозчики, растет недовольство населения. Наше предложение — рассмотреть возможность реорганизации маршрутов с нерегулируемым тарифом в регулярные маршруты с регулируемым тарифом с их дотацией из краевого бюджета.
Для решения проблемы обновляем парк машин. Считаем целесообразным подготовить взаимовыгодное соглашение о долгосрочном партнерстве между администрацией региона, муниципалитетами и перевозчиками. Применяемые ранее методики и способы расчетов по установлению тарифа на проезд в автобусе прежде были направлены только на сдерживание роста тарифа и никак не учитывали модернизацию.
По-прежнему остается актуальной проблема нелегалов, которые подрывают экономику перевозчиков, работая без разрешительных документов на перевозке пассажиров, создавая угрозу их жизни и здоровью. За такие нарушения предусмотрен штраф юридического лица в размере от 200 до 300 тысяч рублей. Опираясь на опыт других регионов, предлагаем создать межведомственную комиссию с привлечением перевозчиков для проведения рейдов и пресечения незаконного извоза пассажиров, что помогло бы решить многие проблемы, в том числе и нехватку водителей.
— Как складываются взаимоотношения перевозчиков с автовокзалами?
-Обслуживание автовокзалами пассажиров за счет продажи билетов и посадки в автобус сегодня составляет уже 18 процентов от стоимости билета. При этом пассажиры не имеют возможности приобрести билеты в обратном направлении через интернет по стоимости, установленной перевозчиком, и вынуждены доплачивать за дополнительную услугу интернет-компании. Учитывая длительное противостояние с автовокзалами и автостанциями края, перевозчики создали в последние годы 20 собственных пунктов продажи билетов.
— Алексей Александрович, насколько эффективно работает система ГЛОНАСС, о которой говорится уже несколько лет?
— Она внедрена нами на междугородных, пригородных и городских направлениях. До 1 июля текущего года все автобусы городских маршрутов должны быть обеспечены тахографами, которые контролируют режим труда и отдыха водителя. С учетом установки каждый из этих аппаратов обойдется в 50 тысяч рублей, а в целом предприятию это выйдет в четыре с половиной миллиона рублей.
— Правительство внесло на рассмотрение в Госдуму проект закона о запрете создания муниципальных автотранспортных пассажирских предприятий. С чем это связано, на ваш взгляд?
-Этим документом предусмотрен не только запрет на создание новых, но и ликвидация уже существующих «муниципалов». С чем связано? Сегодня в крае с учетом Владивостока работает примерно пять процентов муниципальных компаний, остальные — частные. Почему хотят закрыть последние муниципальные? По мнению правительства, в последнее время в них отмечен ряд злоупотреблений бюджетными средствами.
— Не один год вы говорите о нехватке водителей автобусов. Не решается проблема?
-Сегодня в стране фактически не осталось профтехучилищ, где готовили выпускников рабочих специальностей, в том числе и шоферов. Сегодня ни одна автошкола Находки уже не обучает водителей категории «Д». А нам для полного комплекта не хватает примерно 25 процентов водителей. В прежние годы выходило на линию только заказных порядка 90 автобусов. Сейчас они единичны. Впервые за многие годы пришлось отказать в выделении большеместных автобусов на последний звонок выпускникам находкинских школ, чтобы обеспечить график движения общественного транспорта по всем направлениям.
Беседовал Владимир ПАНТЮХОВ
На снимке: Алексей ГАШЕВ