Место подвигу есть всегда

ЧЕТВЕРТЬ века назад Валерию Прилепскому приснился сон, который запомнился ему на всю оставшуюся жизнь. В то утро он проснулся в холодном поту. Во сне на маршрутном автобусе как обычно он вёз пассажиров. На одном из опасных участков дороги, на крутом подъёме, стал переключаться на низшую скорость, но коробка передач не слушалась, как назло вдруг отказали тормоза и полный людей ЛАЗ понесло назад. Молодой водитель Находкинского АТП не успел опомниться, как его автобус уже «сел на брюхо» и задними колёсами повис над глубоким обрывом. Проснувшись, Валерий Прилепский был бесконечно счастлив, что случившееся — не более чем кошмарный сон.

И всё же утром он убедительно попросил не посылать его в этот день на линию, всё-таки семья, дети… Но диспетчер Александра Ивановна Серман была неприступна, дескать, буду я тут ещё на разные сны ваши реагировать, мне надо карту закрывать. Волей-неволей Прилепскому пришлось выехать на линию по 206 маршруту Находка-Владивосток. За Душкино в то время дорога проходила по крутой сопке (это потом её срезали и сделали положе, но изначально здесь был очень опасный участок). В то утро стоял густой туман, на дороге – наледь. Валерий Прилепский поднял автобус по дороге на сопку и уже пошёл на спуск. Впереди из-за небольшого поворота показались два КАМАЗа-контейнеровоза с полуприцепами, гружённые металлом, которые прикрывали собой грузовик ГАЗ-52, стоявший на обочине дороги. Это происходило как раз напротив стелы «Партизанский район». Водителю большегруза надо было вначале пропустить пассажирский автобус, а уже потом объехать грузовичок. И он начал притормаживать. Однако тормозного пути чуть-чуть не хватило, чтоб создать «окошко» для манёвра автобуса. А тут как раз начался обледеневший участок дороги. Водитель хотел принять вправо, но неожиданно его машину резко крутануло влево и развернуло чуть ли не поперёк дороги. До КАМАЗа и грузовичка оставалось уже, наверное, метров тридцать. Увидев это, Прилепский начал резко тормозить, однако автобус несло на КАМАЗы. Перепуганные пассажиры в салоне подняли панический крик.

— Всё решали доли секунды, — вспоминает Валерий Прилепский. – Молниеносно в голове промелькнуло несколько вариантов. Принять вправо – кювет, перевернётся автобус, сильно пострадают люди. Ехать прямо — значит, протаранить КАМАЗ, тогда погибну я и впереди сидящие пассажиры. И вдруг вижу — между КАМАЗом и грузовиком внезапно образовалось расстояние метра в три. Самое время для манёвра, быстро подумал я. Но впереди на обочине, как раз на пути манёвра, стояли два дерева. Одно, что потоньше, автобус сломает, а другое, потолще, может раздавить меня. Всё это происходило в какие-то секунды. И тогда я резко вывернул свой ЛАЗ, отпустил педаль тормоза, чтобы изменить направление и уйти влево, хотя правилами такое категорически запрещено. Но здесь нештатная ситуация. Перед этим увидел, как водитель КАМАЗа положил голову на руль, и уже ждал сильного удара моим ЛАЗом. Но Бог миловал. От соприкосновения с КАМАЗом в автобусе оторвало входную дверь, сорвало багажники и вышибло стёкла, ЛАЗ врезался в дерево, немного расплющился, а меня придавило к сиденью. Автобус пролетел в это «окошко», но не перевернулся, «брюхом» зацепился за кромку дороги и повис над обрывом.

Когда Прилепский открыл глаза, первое, что пришло ему в голову, – надо скорее выпустить пассажиров, потому что в топливных баках почти 300 литров бензина, если рванёт – мало не покажется. После такого шока в салоне воцарилась такая тишина, что можно было услышать звон комара. Потом Валерий Прилепский вымолвил: «Опасность миновала, теперь спокойно выходите на улицу». Через оторванную дверь люди стали покидать салон. Один из пассажиров сидел на сиденье и не двигался. Водитель испугался. А вдруг от удара потерял сознание? Подбежал к нему, давай тормошить. Оказалось, он с похмелья и просто-напросто крепко спал.

— Все вышли из автобуса и стояли полукругом. Потом машину покинул и я. И вот тогда впервые в моей жизни ко мне подошла одна пожилая женщина, ехавшая к внукам во Владивосток, и со слезами благодарности поклонилась в пояс, что в такой сложной ситуации не погиб ни один человек. «Это моя работа», — спокойно сказал я, а у самого по телу ручейками струился холодный пот.

Спустя месяца два Прилепского отыскал тот водитель КАМАЗа и в знак благодарности пригласил в ресторан. Оказывается, ему гаишники сказали: если в той ситуации была бы хоть одна человеческая жертва, вся вина легла бы на него. А инспектора ГАИ, расследовавшие ДТП, ещё долго удивлялись, как в такой серьёзной аварии ни одного пострадавшего. 

Для самого Валерия Прилепского это было самое настоящее «боевое крещение». Многие водители АТП ещё долго говорили: «Ну, Валера, ты точно в рубашке родился».

В автотранспортное пассажирское предприятие Валерий Прилепский пришёл в 1979 году водителем 1 класса. До этого десять лет отработал за баранкой в филиале института «Приморгражданпроект», зарекомендовал себя аккуратным, дисциплинированным водителем. Потому-то директор филиала долго не хотел его отпускать в АТП. Но здесь в то время зарплата у водителей была повыше.

— Вначале думал, поработаю тут годика три-четыре, а потом снова вернусь на прежнее место. Но день за днём, да так и остался здесь на всю жизнь, — говорит Валерий Петрович. – Завтра мне исполняется ровно 60, больше половины из них я отдал автобусному парку. Время пролетело незаметно. Помню, пришёл в АТП, за спиной десять лет водительского стажа, имею все категории на управление транспортными средствами, казалось, машину знаю вдоль и поперёк, зубр, да и только. Буквально через год меня выбрали бригадиром пригородной бригады. Но, пообщавшись с настоящими профессионалами, неожиданно для себя понял, что мне до них ещё расти и расти.

Первые три года Валерий Прилепский работал на пригородных маршрутах, потом около двух с половиной лет на венгерской «гармошке» возил пассажиров по городу и уже примерно четверть века бессменно трудится на маршруте Находка-Владивосток. За эти годы в его жизни бывало немало разных, в том числе и очень сложных ситуаций, но всегда он выходил из них с победой.

— Валерий Петрович Прилепский – водитель с большой буквы, и я нисколько не преувеличиваю, — сказал генеральный директор Находкинского пассажирского автотранспортного предприятия Алексей Гашев. – Технически грамотен, вежлив, спокоен, к любой ситуации всегда подходит обстоятельно. У него никогда не бывает конфликтов с пассажирами. 

— Я благодарен судьбе, что моя жизнь сложилась именно так, — подытоживает разговор Валерий Прилепский. – На производстве у меня много друзей, в своё время собственными руками построил дом, вырастил троих дочерей, есть внуки, одно время водителями в АТП работали младший брат Олег, но потом ушёл в бизнес, и мой зять. Наверное, в каждой работе есть что-то своё, особенное. Раньше мне казалось, ну что может быть интересного в работе водителя: сидишь в кабине, как в кабинете, ездишь одними маршрутами, туда-сюда… А как-то подошла ко мне одна пассажирка и как бы с завистью говорит: «Какая у вас романтическая работа, сегодня – здесь, завтра – там, постоянно в дороге, едешь, одна панорама сменяется другой, всегда новые ситуации, люди, общения…». И я  согласился с ней. Что для меня 60? Это возраст зрелости. Думал, выйду на пенсию, уеду в деревню, займусь земледелием, и, наконец-то, отдохну от напряжённого водительского ритма. Но в последние годы планы изменились. Пока есть силы, буду по-прежнему крутить баранку.

Владимир ФЁДОРОВ
НА СНИМКЕ: Валерий Прилепский 
Запись опубликована в рубрике Твои люди, Находка. Добавьте в закладки постоянную ссылку.