Разгулявшийся коронавирус серьезно поколебал работу многих предприятий малого и среднего бизнеса. Сергей Есенин в одном из своих стихотворений писал: «Тот ураган прошел, нас мало уцелело…» Отдельные организации после урагана пандемии еле держатся на плаву, другие приказали долго жить…
Негативные изменения ощутили и некоторые крупные компании, особенно строительной отрасли Находки. Как в этих условиях работал наш основной пассажироперевозчик? На этот и другие вопросы мы попросили ответить генерального директора Находкинского ПАТП Алексея ГАШЕВА.
— Алексей Александрович, как отразился на деятельности предприятия перевод в первом полугодии многих компаний и организаций, а также учебных заведений города на удаленку?
— Неблагоприятно. Во всех компаниях Находкинского АТП резко упал пассажиропоток, а значит, и доходы. Пришлось перейти на сокращенный график движения, потому что водители и кондукторы не вырабатывали норму времени. Естественно, люди потеряли в зарплате, а некоторые стали искать новое место работы. И мы их отчасти понимаем: у кого-то семьи, кредиты, ипотеки…
С другой стороны, пассажиры стали жаловаться на долгое ожидание автобусов на остановках, особенно в вечернее время. Но работать и дальше по старым графикам не могли: дорогое топливо, да и зачем «воздух возить»? Администрация города расходы на перевозку пассажиров не компенсирует, живем от стоимости билета.
Только сегодня, когда вновь заработали многие предприятия, стала по чуть-чуть выправляться ситуация. Однако существенную долю дохода от перевозки, скажем, школьников и студентов мы не получили, а сейчас у тех и других время летних каникул. В итоге к середине июля АТП смогло обслуживать только 54 процента пассажиропотока к аналогичному периоду прошлого года. Горожане по-прежнему обращаются с жалобами в АТП, отдел транспорта администрации Находки, требуя увеличить количество машин на линии. Но мы регулярно проводим мониторинг пассажиропотока и видим, что наполняемость автобусов все еще недостаточная для рентабельной работы.
Только по этой причине оставляем на прежнем графике (один раз в час против 40 минут) движение автобусов № 26 по маршруту Находка-Врангель. Хотя на этом отрезке есть пляжи, которые горожане с удовольствием посещают. Но это мизер. Из 18 графиков движения по маршруту № 506 Находка-Владивосток работало только шесть, часть которых закрыли автобусами малой вместимости. Несмотря на растущий пассажиропоток, в целом положение в АТП продолжает оставаться непростым. Спасибо администрации города, что понимает наши обстоятельства и не вступает в конфликт.
За период действия карантина на территории края по причине коронавируса в группе компаний Находкинского АТП не отмечено ни одного случая отстранения от работы водителей автобусов или кондукторов специалистами Роспотребнадзора из-за несоблюдения перчаточно-масочного режима. Все защитные мероприятия стараемся выполнять точно и в срок. На конечных остановках салоны регулярно обрабатываются антисептиком, тщательно протираются поручни, водители и кондукторы в обязательном порядке продолжают соблюдать перчаточно-масочный режим. Постоянно требуем этого и от пассажиров, напоминая при входе в салон, через объявления на дверях автобусов и через кондукторов. Другое дело, что не все выполняют эти требования.
— Несмотря на экономические сложности, группа компаний продолжает программу обновления парка машин. За счет каких резервов?
— За минувший год и первое полугодие нынешнего нам удалось приобрести более 20 новых автобусов большой и малой вместимости. В их числе — четыре новых китайских большеместных автобуса, приобрели которые впервые в своей практике. Прежде для работы на городских и междугородных маршрутах закупали исключительно южнокорейские — марки Daewoo, как новые, так и бэушные. Китайские машины хорошо преодолевают наши рельефные перепады, у них просторный и светлый салон, удобны в эксплуатации, как и все современные машины, они напичканы электроникой. Как зарекомендуют себя дальше — время покажет. Пока нет жалоб ни от пассажиров, ни от водителей.
Кроме того, приобрели пять новых южнокорейских машин марки «Хендай Лестер» среднего класса для работы на маршрутах № 4 и № 6, десять 19-местных микроавтобусов марки «Газель» для работы на межгороде и один пазик, который пустили по маршруту Находка-Сергеевка. Благодаря этому обновили парк на 12,5 процента. Всё это сделано с той целью, чтобы комфортно было работать водителям и кондукторам, с удовольствием могли пользоваться нашими услугами пассажиры. В целом автопарк насчитывает 160 действующих машин. 80 процентов новой техники приобретено за счет кредитов. Подходит время рассчитываться с кредиторами, а денег не заработали. И всё по причине той же пандемии.
В прошлом году два наших предприятия — ООО «Находкинский Автотранспортный Альянс» и ООО «Ориент-Авто-Люкс» — выиграли конкурс для работы на междугородних перевозках, что и подтолкнуло нас взять банковский кредит и существенно обновить подвижной состав. Думали, быстро вернем долги, но с марта ввели карантин, который затянулся до июля. А сейчас прогнозируют вторую волну пандемии коронавируса.
В декабре прошлого года на очередной встрече автоперевозчиков губернатор Приморского края Олег КОЖЕМЯКО предложил обновлять свои автопарки и подавать соответствующий пакет документов, чтобы администрация региона компенсировала 25 процентов расходов. Мы отправили документы министру транспорта администрации края Виктору СВЯЧЕНОВСКОМУ. Ждем ответа.
— Владивосток и некоторые другие города России в качестве эксперимента переводят пассажирские автоперевозки на безналичный расчет. Что по этому поводу думаете вы?
— Идея не новая. Ведем переговоры со Сбербанком по подбору программы и оборудования безналичного расчета для установки в автобусах. Возможно, это будет «Золотая корона», которую финансовое учреждение разработало лет 20 назад. Ни физически, ни морально она не устарела. Сбербанк предлагает бесплатно аппараты безналичного расчета, но взамен регулярно будет снимать с нас за экваринг, то есть перевод денег через себя, два с половиной процента, и еще столько же — за услуги безналичного расчета. Это много. Несмотря на наши просьбы, снижать ставки банк не намерен.
Местная власть подталкивает перевозчиков к новым методам расчета, показывая на пионера в этом плане — Владивосток. Безнал — хорошо и удобно для кондукторов и пассажиров. Каждый из нас это прекрасно понимает. И край ждет подобного решения в первую очередь от Находки и Уссурийска. Но дополнительные затраты в итоге лягут на наши плечи, а значит, и на пассажиров. Думаем, подыскиваем наиболее оптимальные варианты и финансовое учреждение, которое готово пойти на компромисс. Переходить на безналичный расчет будем однозначно. Возможно, поначалу это будет несколько автобусов на маршрутах № 4 и № 2, где пассажиропоток не очень большой. Но проезд в них будет выше на величину стоимости оборудования и услуг банка. Экспериментировать начнем уже в ближайшее время.
— Алексей Александрович, последние несколько лет на разных уровнях обсуждается вопрос применения в автобусах контрольно-кассовой техники.
— Есть Федеральный закон № 54 от 22 мая 2003 года «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в РФ». Он принят Госдумой и одобрен Советом Федерации. В чем его суть? С помощью аппаратов все проданные билеты онлайн должны проходить через налоговую инспекцию для строгого учета вырученных предприятием средств. В нашей стране для этих целей разработано несколько вариантов терминалов, и мы давно активно занимаемся решением этого вопроса.
К сожалению, вся контрольно-кассовая продукция, предлагаемая отечественным рынком, сырая: то у аппарата не хватает на всю смену заряда батареи, то контрольной ленты, то он плохо работает на морозе, а если кондуктор нечаянно уронил аппарат на пол, начинаются сбои или вообще отказывается функционировать… И много других причин, которые сдерживают переход на эту систему.
Изучаем опыт других регионов. К примеру, сегодня хорошо прижилась эта технология в Красноярске. Пассажиру отрывают билет, на нем заранее проштампован сайт автоперевозчика. По номеру билета городского или другого маршрута человек может распечатать чек о своей поездке и с его помощью отчитаться о расходовании командировочных средств перед работодателем. Закон сегодня требует от пассажира, чтобы он для отчета предъявлял уже не билет о поездке в пассажирском транспорте, а чек, подтверждающий, что его деньги не осели где-то «в кармане компании-перевозчика», а действительно прошли через налоговую инспекцию, что все операции между перевозчиком и пассажиром осуществлялись прозрачно и в рамках закона.
— Находкинская строительная компания «Массис» выиграла городской тендер и вот-вот займется ремонтом дороги в Приисковый, в районе которого расположены пляжи. Как будет осуществляться движение общественного транспорта в этом направлении в разгар купального сезона?
— Конечно, это создаст определенные неудобства отдыхающим. Некоторые находкинцы отчасти уже прочувствовали на себе «эти прелести», добираясь по автотрассе Находка — Владивосток, где на многих участках ведется затянувшийся ремонт дорожного полотна. На колдобинах ломаются механизмы и узлы машин, в салонах отваливаются сидения, на дороге создаются огромные пробки, водители нервничают, поэтому регулировщик вынужден пропускать потоки автотранспорта в обоих направлениях по очереди. Наверное, и на Приисковом будет что-то подобное. Но дорогу ремонтировать нужно, и хорошо, что нашлись на это деньги.
Меня, как работодателя, больше беспокоит не столько то, что ломаются автобусы, сколько вопрос, как их ремонтировать? В 90 процентах отечественных машин стоят импортные агрегаты и механизмы. Вы можете это представить? Чтобы найти запчасть на российский автобус, я должен покупать ее где-то за границей. Это значит, что своего в машиностроении практически ничего не осталось. Скоро не только отечественной техники не сыщешь, трудно будет найти водителя на автобус. Сегодня, чтобы получить в Находке категорию «Д», человек должен заплатить автошколе 150 тысяч рублей. Кому такая сумма под силу?
Записал Владимир ФЕДОРОВ