Под таким названием вышел в свет в находкинской типографии «ИП Мельников А.В.» очередной поэтический сборник поэта Павла ШЕПЧУГОВА, посвященный беззаветной любви к малой и большой Родине. В него вошли лучшие новые и лирические стихи предыдущих лет, в которых воспевается красота дальневосточной природы, любовь к России, к матери, близким и друзьям.
Павел ШЕПЧУГОВ — член Союза российских писателей, автор научно-популярных и краеведческих книг: «На острие восточного вектора», «Освоение Дальнего Востока России», «Александр Фадеев: между властью и творчеством», «Н. Г. Чернышевский и М. Л. Михайлов в Забайкалье», «Забытая Американка (хроника первой половины ХХ века), сборника прозы «Противостояние (Записки мента из глубинки)» и ещё нескольких поэтических и других книг.
Сборник «И это всё моя Россия» включает такие тематические разделы, как «Дни весеннего разлива», «Снова я в объятьях лета», «Осеннее природы увядание», «Среди снежных метелей зимы», «Ты принесла мне боль разлуки», «Моя судьба с Россией неразлучна», «Люблю тебя, моя Россия, какой была, какая есть». Сборник открывают отзывы о творчестве автора хорошо известных дальневосточникам поэтов, членов Союза российских писателей Евгения ЛЕБКОВА и Михаила ГУТМАНА, члена союза писателей России Вячеслава ПРОТАСОВА, заметка «Забайкалец из Находки» журналиста читинской областной газеты «Земля» Галины БАЛАГУРОВОЙ, а также рецензия литературного критика кандидата филологических наук из Хабаровска Валентины КАТЕРИНИЧ.
Творчество Павла ШЕПЧУГОВА хорошо известно не только находкинским читателям, но и дальневосточникам как по его книгам, так и живым встречам в литературных гостиных, библиотеках и учебных заведениях Приморья, Сибири, и особенно Забайкалья, его малой родине, где Павел Иванович бывает с творческими поездками практически каждый год. Когда читаешь его стихи, вначале немного запинаешься на сбоях в метрическом размере. Но когда перестаешь обращать внимание на технику стихосложения, через поэтическое видение автора вдруг открывается новый мир, совершенно неожиданные образы, эпитеты и метафоры, сравнения, которыми изобилует его творчество.
Среди просыпающейся весной природы автору вдруг удается разглядеть вербу, которая «…стояла, словно на обряде… в красивом свадебном наряде…», на фоне первых проталин увидеть майский сад, где «…яблони приснились, набросив белоснежную фату». Образность мышления и поэтическое видение присутствует практически в каждом его стихотворении. У ШЕПЧУГОВА свой, не обыденный взгляд на красоту природы и её неповторимость. Ему удалось подсмотреть, что «…подснежников веснушки на пригорке рассыпаны, как золота монеты…». Порою кажется, что он в отличие от других слит с природой, по-своему видит её, по-своему чувствует, по-своему передаёт её характер. «Я давно в хороводе черёмух-невест не кружился хмельной, одурманенный цветом…». В этих смелых сравнениях и открываются глубокие поэтические недра автора, его смелость в применении таких метафор, как «черёмухи-невесты», «золотые монеты подснежников».
Родственная связь с окружающим миром лейтмотивом проходит практически через все его стихотворения. После прочтения поэтического сборника «И это всё моя Россия» уже по-другому начинаешь смотреть на пейзажи природы, на то, что видишь, казалось бы, каждый день, но не замечаешь в нём того, что удаётся заметить поэту: на «солнце рыже-золотое, что смеётся беззубым ртом…»; на дождь, который всё лил и лил, «как будто старшина вкатил ему наряд за самоволку, дома и улицы помыл, облил прохожего вдогонку…»; на кромку неба на востоке, которая загорелась цветом мака…
Вместе с радостью жизни, что щедро дарит нам природа, автор где-то в тайниках сердца невольно переживает грусть, замечая недоброе отношение людей к живой природе. В стихотворении «Берёзка» он пишет:«…белые берёзки с нежною листвою тянут ветви к солнцу, слепя красотою… Лишь одна берёзка опустила ветви, не играет листьями с нею нежно ветер…. Погубили нежную чьи-то злые руки, поломали, бросили на муки».
С годами его творчество становится осознаннее, больше наполненным философскими мотивами. Мы видим, как автор внутренне сокрушается, постепенно уходя в осень, часто подразумевающую осень жизни: «… в никуда бреду я в поисках судьбы, а листва, ликуя, заметёт следы». В это время человеку приходят другие размышления, иные снятся сны: «Приснился сон, я видел Бога, смотрел Он с неба на меня, я выглядел пред ним убого, страх навалился, душу леденя…»
Павла ШЕПЧУГОВА не миновали человеческие чувства, зачастую сопровождающие любовь, например, боль от разлуки. «И лес в серебряном халате застыл в безмолвии своём, мы уместились на заплате ковчега-облака вдвоём». Жизнь — штука не простая, говорят, прожить её — не поле перейти. И зачастую она поит нас не столько сладкой, сколько горькой водой. «Полоснула по сердцу печаль… Я не встречу тебя. Очень жаль…»
Среди лирических стихов немало посвящений Находке — городу, в котором автор прожил большую часть своей жизни. «Россия здесь берёт начало и здесь кончается она…»
Последний раздел сборника Павла ШЕПЧУГОВА называется «Басни», где он впервые пробует перо в новом для себя жанре, через персонажи животных, высмеивая человеческие недостатки и пороки. Каждая из тем басни непременно навеяна самой жизнью, стала болью его души. Но родились эти произведения не для того, чтобы посмеяться над человеческими слабостями, наоборот, помочь людям увидеть свою слабую сторону и исправиться.
Сборник рассчитан на широкий круг читателей и подводит определенный итог творчеству Павла ШЕПЧУГОВА. Несмотря на то, что автор уже давно перешагнул 70-летний рубеж своей жизни, у него ещё много творческих задумок и планов, а в сердце по-прежнему роится масса поэтических находок и открытий, образов, присущих только ему, которые время от времени продолжают выплёскиваться наружу, ложась на ещё не исписанные листки бумаги. Хочется только пожелать ему крепкого здоровья и сказать: «Дерзайте, Павел Иванович, и пусть муза не покидает вас ни при каких обстоятельствах!»
Владимир ФЁДОРОВ