Одни люди в детстве мечтают стать летчиками, другие — моряками, кому-то снится служба на границе или в уголовном розыске… Александр ЖГЕЛЬСКИЙ с раннего возраста мечтал стать не просто водителем, а настоящим дальнобойщиком: каждый раз отправляться в далекие поездки, наматывая сотни километров за рейс.
Ему всегда представлялась картина: крутишь баранку в теплой кабине, монотонно гудит двигатель, а за окном зимой и летом меняются одна панорама за другой, мелькают поселки и города, сегодня ты здесь, а завтра — там. И мечта его сбылась. Он стал дальнобойщиком, только на пассажирском автобусе. В эти дни исполнилось 35 лет, как Александр Жгельский впервые перешагнул порог Находкинского ПАТП.
Родом с Брянщины, срочную службу проходил в Находке, так и прикипел сердцем на всю жизнь к морскому городу. После демобилизации съездил на побывку в родные места, а потом снова вернулся в Находку. Несколько лет отработал на жестянобаночной фабрике механиком. Вроде, техническая должность, но его по-прежнему тянуло к машинам, к дальним рейсам. Рассчитался и пришел в АТП. Категории «Д» для работы на автобусах у него в тот момент еще не было, поэтому четыре года возил на «Волге» заместителя директора автопарка. А когда получил необходимую категорию, пересел на ЛиАЗ и начал возить пассажиров в Южно-Морской, Партизанск, по другим пригородным маршрутам.
— ЛиАЗы — машины оте-чественного производства. Автобус действительно некомфортный и технически ненадежный. Чаще всего здесь сыпалась ходовка. Пассажиров порой набивалось, как селедки в бочку: 60 билетов продавали в автокассе, и человек 30 залезали в автобус дополнительно. По пути добавлялись дачники, и каждый раз салон был, что называется, под завязку. Слабый двигатель ЛиАЗа не выдерживал такой нагрузки и нередко выходил из строя. Ездить по грунтовой дороге в Южно-Морской всегда было испытанием: на ухабах автобус изрядно трясло, а в салоне стояло такое облако пыли, что аж на зубах хрустело. Пассажиры выговаривали массу недовольства, и крайним всегда оказывался водитель автобуса. Как-то на дороге лопнула труба от бензобака. Пришлось высадить людей, лезть под машину и самому устранять неисправность. В пути это было обычным делом. На ЛиАЗе я отработал лет десять, потом пересадили на венгерский «Икарус» и направили на межгород. Только здесь почувствовал некоторое облегчение, — вспоминает Александр Иванович.
Сначала выполнял рейсы во Владивосток, Уссурийск, постепенно добавились другие маршруты. В дальние рейсы, в Спасск-Дальний, Кавалерово, Арсеньев, отправляли со сменщиком. Так, много лет в одной обойме он отработал с Александром Медведским. В дорогу машину всегда готовили хорошо, но предугадать, как она себя проявит, сложно. И случалось всякое.
— Помню, за день до моего дня рождения меня отправили в очередной рейс в Уссурийск. Причем поехать пришлось без сменщика. Это как раз были новогодние праздники. Недалеко от Артема «застучал» двигатель. 2-е января, народ гуляет, на дороге никого, сотовой связи еще не было. Дождался проходящего автобуса, пересадил пассажиров, а самому пришлось несколько часов «танцевать» вокруг автобуса, пока из АТП приехала техпомощь. Другой раз недалеко от развилки на Большой Камень «накрылась» коробка передач. Также пересадил людей на проходящий автобус, а сам ночевал в машине. Одним словом, риска для жизни и опасностей для здоровья в водительской практике всегда достаточно. Особенно у дальнобойщиков, — рассказал Александр Жгельский.
Несмотря на подобного рода испытания, работу водителя автобуса Александр Иванович не разлюбил и не оставил. Лет 20 назад он пересел на южнокорейскую машину марки DAEWOO и впервые по-настоящему позавидовал корейцам.
— Работать на таких машинах — милое дело. Утром в чистой рубашке сел за руль и в чистой закончил смену. Это было так непривычно, особенно для жены, которая раньше просто не успевала стирать мою рабочую одежду. Не только водители, но и пассажиры впервые ощутили комфорт таких поездок: в салоне чисто, по радио звучит музыка, работают вентиляторы, кондиционер, телевизор, к удобству пассажиров хорошие сиденья… В таких условиях не только приятно ехать в другой город, но и путешествовать на дальние расстояния. По сравнению с ЛиАЗами это просто небо и земля, — заключил собеседник.
Последние десять лет Александр Жгельский бессменно работает на другой, не менее комфортной южнокорейской машине «Гранберд». И бесконечно рад новой современной технике. Еще бы. Сев за руль такого автобуса, как минимум, лет пять не надо заглядывать в двигатель, другие узлы и агрегаты. От водителя в этот период требуется только одно: регулярно менять ремни, масло и проводить техосмотр. Да и стратегия на предприятии сегодня уже другая, нежели в прежние годы. Случилась незначительная поломка, подал заявку, и рембригада всё тебе сделает к следующему рейсу. Другое дело, когда что-то произошло за городом, там, конечно, ждать не приходится. Водитель засучивает рукава и сам лезет под машину. А если что-нибудь сложное — тогда ждет техпомощь из автопарка.
— Вы все 35 лет отработали на межгороде, где в случае аварии труднее дождаться техпомощь из АТП, приходилось замерзать и ночевать в автобусе. Неужели ни разу за это время не хотелось всё оставить и перейти на городские маршруты, где подобные проблемы решаются гораздо проще и быстрее? — спрашиваю собеседника.
— Ни разу. Во-первых, дальние расстояния — моя давняя мечта. Во-вторых, по городу работать намного сложнее, чем на пригороде и межгороде. Тут больше дорожных знаков, светофоров, остановок, от водителя всегда требуется высокое напряжение. Хотя и за городом нужно не меньше внимательности. А ответственность за людей — она везде одинаковая, — отметил он.
За все годы работы в АТП в его практике не было серьезных нарушений ПДД непосредственно по его вине. За безопасное движение и добросовестный труд Александр Жгельский не раз поощрялся администрацией предприятия денежными премиями и благодарностями. Каждый год свой профессиональный праздник — День автомобилиста — они отмечают вместе с женой, шеф-поваром находкинского колледжа и водителем с многолетним стажем.
— Огромное спасибо АТП, которое за эти годы стало для меня вторым домом. Пока я здесь нужен и еще позволяет здоровье, несмотря на возраст, буду и дальше крутить баранку автобуса, — подытожил Александр Иванович.
Владимир ФЕДОРОВ