Как скажется инициатива обязательного применения технологий защищенной перевалки при работе портов Находки на жителях города — читайте мнения политиков, ученых и общественников.
Главный ориентир — НДТ
Приморский край является одним из главных интересантов в переходе на экологически безопасную перевалку угля в морских портах. Такое мнение на днях высказал председатель Комитета по продовольственной политике и природопользованию Законодательного собрания Приморского края Евгений Зотов.
— Многие стивидорные компании уже ведут активную работу по переходу на наилучшие доступные технологии (НДТ), которые включают в себя установку защитных экранов и различных систем пылеподавления. Однако не у всех предприятий этот процесс идет должным образом. А всё дело в том, что в российском законодательстве нет точного определения, что считать закрытой перевалкой. Приморский край заинтересован в том, чтобы как можно скорее навести необходимый порядок в угольных портах,- подчеркнул Евгений Зотов.
Тема наведения порядка в технологическом процессе закрытой перевалки угля и перспективы этого направления стала насущной во время обсуждения в Торгово-промышленной палате России, где за круглым столом собрались бизнесмены, депутаты, представители министерств и общественные деятели. Они рассмотрели, какие могут быть внесены изменения в закон по регулированию деятельности стивидорных компаний при работе с подобным грузом в морских портах.
Нужна законодательная база
Для Приморского края этот вопрос как никогда актуален. Ведь только в Находке в настоящее время функционируют 12 стивидорных компаний. И если законопроект «Об экологически безопасной перевалке угля в морских портах», рассматриваемый в ТПП, всё же примут, то установка специального экологического оборудования на производствах будет закреплена на федеральном уровне и обяжет стивидоров приобретать и монтировать пылезащитное оборудование, которое поможет свести к минимуму пыление угля во время перегрузочных работ. Об этом говорят и местные общественные активисты, знакомые с развитием ситуации по защите от угольной пыли в Находке.
— Мы уже более пяти лет наблюдаем ситуацию с перегрузкой угля в порту Находка, и в какой-то момент она переломилась. Все стивидоры стали устанавливать устройства по пылеподавлению, но многие, к сожалению, ограничились только специальными водяными пушками и защитными сетками. Нужно четко понимать, что если, к примеру, один терминал из пяти в районе Астафьева предпринимает меры, чтобы пойти дальше сеток и пушек и тем самым значительно снизить распространение угольной пыли, то этим должны заниматься все остальные стивидоры. И должен быть официальный документ, который определит правила «игры». А его, хочу заметить, в данное время нет ни на местном уровне, ни на законодательном. Поэтому очень важно, чтобы все стивидоры чётко понимали, что внедрение наилучших доступных технологий – это обязательная процедура для безопасности населения Находки, — подчеркивает Артем ТРЕМБОВЛЕВ, руководитель ОО «Надежда Находки».
Важность будущего документа именно для Приморского края демонстрирует еще и то, что в заседании Торгово-промышленной палаты по оптимизации законодательного регулирования деятельности в перевалке угля морскими портами и внедрению НДТ приняли участие представители и находкинской стивидорной компании АО «Терминал Астафьева». Их доклад о проведенной на производстве модернизации с целью перехода на экологически защищенную перевалку стал примером успешного внедрения максимально возможного количества наилучших доступных технологий для морских портов всей страны.
Местные ученые-экологи отмечают, что «Терминал Астафьева» на данный момент является единственным предприятием в нашей стране, которое самостоятельно вкладывается в передовые технологии для решения экологических проблем в перевалке угля.
По пути минимизации
— В настоящее время в России разработан справочник наилучших доступных технологий, который стремятся использовать все угольные терминалы. «Терминал Астафьева» пошел по пути минимального воздействия угольной пыли на окружающую среду, применения экологически безопасных технологий при таких операциях, как разгрузка вагонов, транспортировка угля при формировании в штабели и перегрузке на судно. Для этого стивидоры закупили специальные металлоконструкции в Испании на строительство крытого сооружения, которое позволит проводить разгрузку из вагонов без попадания пыли в окружающую среду.
Второй этап – транспортировка угля при помощи конвейера и судопогрузочной машины, что позволит избежать выбросов угольной пыли в атмосферу при погрузке на морское судно. И если все остальные терминалы, которые находятся в порту Находка, пойдут по этому пути, они достигнут хороших результатов по минимизации пылеобразования и воздействия на окружающую среду, — отметил в своём выступлении Александр АГОШКОВ, доктор технических наук, академик Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности.
Необходимость законодательно закрепить за портами обязанность по внедрению наилучших доступных технологий действительно назрела и как никогда стала неотложной, считает профессор Яна БЛИНОВСКАЯ.
— По опыту проведенных замеров концентрации угольной пыли в воздухе на мысе Астафьева в Находке могу сказать, что некоторые терминалы гуманно воздействуют на окружающую среду, чего, к сожалению, пока нельзя сказать обо всех. Что и видят жители, которые не могут, да и не должны разбираться, кто из портов больше пылит, кто меньше. Поэтому инициатива обязательного внедрения НДТ особенно необходима для выявления тех предприятий, кто своей деятельностью негативно воздействует на атмосферный воздух. Введение этой меры также крайне важно и для работы контрольно-надзорных органов в понимании того, кто больше несет ответственность за загрязнение окружающей среды, — отметила Яна Блиновская, доктор технических наук, российский эксперт Регионального центра по совместному реагированию в чрезвычайных ситуациях на море.
Председатель комитета по продовольственной политике и природопользованию Законодательного собрания Приморского края Евгений Зотов в завершении этой встречи добавил, что вектор по решению экологических проблем, возникающих в ходе перевалки угля в портах Приморья, ясен, и стивидоры успешно ему следуют.
— Отчасти есть оптимизм — стивидоры заявляют, что вкладывают в закрытую перевалку и технические новшества немалые средства и силы, а где-то уже и вовсе прекратили эту деятельность. Опрыскивание, ворошение угля, заборы проб — всё это, безусловно, влияет на снижение загрязнения воздуха. Я сам бываю в Находке и всё это вижу. Но, согласитесь, лишь полузакрытая либо закрытая перевалка угля может принести ожидаемый экологический эффект, — подчеркнул Евгений Зотов.
Владимир ФЕДОРОВ