История пасхального яйца

Пасхальные яйца – один из главных символов Воскресения Христова. Обычай их дарить исходит от Марии Магдалины. По Вознесении Господнем она пришла с проповедью в Рим к императору Тиверию, которому традиционно каждый должен был преподнести подарок. У отважной проповедницы не было ничего, кроме простого куриного яйца. Мария протянула его правителю со словами: «Христос воскрес!».

Император очень удивился и сказал: «Как можно воскреснуть из мертвых?! В это так же трудно поверить, как и в то, что белое яйцо может стать красным». Не успел он это промолвить, как яйцо стало красным. «Воистину воскрес!», – воскликнул изумленный император.

Первоначально пасхальные яйца красили только в красный цвет, намного позже начали использовать другие цвета. Способов их окрашивания было несколько — в деревнях наматывали разноцветные красящие нитки или линяющую ткань, а потом варили. В результате получался рисунок под мрамор. «Народные» красители были растительного происхождения: красный – насыщенный отвар луковой шелухи, желтый – крутой липовый чай, шафран и тмин, зеленый — клевер, розмарин и петрушка, черный — настой ржавого железа, опущенного в сок квашеной капусты с несколькими каплями уксуса.

Первое письменное упоминание о дарении яиц на Руси относится к X веку. Люди обменивались ими между собой, а бывало, что и получали в дар от царя. Сохранилось свидетельство, что при царе Алексее Михайловиче (Тишайший) на Пасху приготовили 37 тысяч яиц: куриных, гусиных, утиных, лебединых, голубиных, а также из кости и дерева, резных или раскрашенных. На них наносили православные символы, слова из Святого писания, небольшие картинки и даже лики святых. Окрашенное в красный цвет яйцо называли «крашенка», расписное — «писанка», а деревянные — «яйчата».

Изготовлением пасхальных яиц на Руси занимались пекари, иконописцы, травщики — художники по растительному орнаменту Оружейной палаты и монахи Троице-Сергиевой лавры. Со временем появились яйца из шоколада и сахара, стекла и дерева, из различных драгоценных металлов с украшением из драгоценных камней. В XVIII-XIX веках их производство стало самостоятельным видом искусства, а затем и целой отраслью художественной промышленности. Их делали на стекольных и фарфоровых заводах, на шлифовальных фабриках, в мастерских. Создавались целые уникальные коллекции, которые до нашего времени хранят секреты мастерства и не перестают удивлять современников. Всемирную славу снискал на этом поприще ювелир Карл Фаберже. Его знаменитая серия ювелирных яиц была создана в 1885-1917 годах, а основными заказчиками были представители Российского императорского дома. Первое яйцо, «Куриное», Фаберже создал для императрицы Марии Федоровны по заказу ее супруга императора Александра III. Мастера фирмы Фаберже создали 56 уникальных подарочных яиц для императоров Александра III и Николая II. Двенадцать – изготовили  для частных лиц князя Юсупова, герцогини Мальборо и других.

Сегодня можно приобрести различные пасхальные яйца. И способов «нарядить» их собственноручно множество – расписать, покрасить, использовать термонаклейки. Но важнее всего те чувства, с которыми их дарят, смысл, который вкладывают. Будет ли пасхальное яйцо из золота или из шоколада, натуральное или созданное художником, главное, чтобы оно было подарено с любовью.

 В Светлое Христово Воскресение православные, протягивая  друг другу крашеные яйца, восклицают: «Христос воскрес!», и слышат в ответ радостное: «Воистину воскрес!».

 

Запись опубликована в рубрике События, факты. Добавьте в закладки постоянную ссылку.