18 апреля в мире отмечается Международный день памятников и исторических мест (День всемирного наследия). К этой дате всегда проводятся экскурсии по памятным местам, но в канун памятной даты важно напомнить о том, какую невосполнимую утрату понесла наша культура несколько лет назад, лишившись замечательного исторического памятника в черте города.
При строительстве очередного коттеджа в Находке было почти полностью уничтожено поселение древнего человека, расположенного на берегу Лебяжьего озера в районе улицы Сидоренко.
Этот археологический памятник относился к эпохе раннего железного века, к янковской культуре, существовавшей на территории нашего края в первом тысячелетии до новой эры. Своё название она получила в честь замечательного дальневосточного исследователя Михаила Ивановича Янковского – географа, энтомолога, орнитолога и археолога. Памятники этой культуры существовали в Южном Приморье две с половиной — три тысячи лет назад. Они встречаются на островах Русский и Попова, в районе Славянки на побережье залива Восток, на полуострове Песчаный и т.д.
Типичный посёлок янковской культуры Песчаный I был расположен на полуострове Песчаный, он состоял из 30 полуподземных домов. Обычно поселения рыболовов-охотников располагались на побережье, в приустьевых участках рек, и занимали довольно большие площади – высокие террасы до трех тысяч квадратных метров. На территории посёлков строились полуземлянки, хозяйственные помещения. Типичные строения янковцев представляли собой четырёхугольные полуземлянки каркасного типа площадью от 11 до 120 м. Ярким признаком прибрежных поселений являются кучи ракушек, так называемые, раковинные кучи, – остатки раковин моллюсков, служивших пищей древним людям. Часто в раковинных кучах встречаются разнообразные украшения – бусы цилиндрической формы из камня и кости, подвески, поделки из клыков.
Экономика поселения держалась на прибрежном морском промысле вместе со скотоводством, охотой и собирательством. Представители древней культуры ловили рыбу, моллюсков, морских ежей, трепангов, креветок; добывали морскую капусту. Существовало и земледелие, земля обрабатывалась вручную с помощью каменных мотыг. По мнению учёных, янковцы выращивали просо и ячмень. По находкам можно судить и о том, что племена имели домашних животных – разводили свиней и собак. Янковцы обрабатывали дерево, кость, шкуры, изготовляли орудия труда, посуду, украшения, существовало прядение.
Посуда изготовлялась из глины – это плоскодонные горшки, чаши, амфоровидные сосуды, сосуды с широким горлом, украшенные геометрическим орнаментом. Бронзы и железа практически не было, орудия труда изготовлялись в основном из камня – это шлифованные топоры, тёсла, остроконечники (стрелы, копья, ножи) из сланцевых пород. Техника шлифовки и полировки камня у них достигает своего расцвета. Часто встречаются грузила для сетей и зернотёрки. Из кости и рога делались шилья, иглы, рыболовные крючки, рукоятки ножей, панцирные пластины.
Многие элементы материальной культуры янковцев уходят корнями в культуры неолита и эпохи бронзы, что свидетельствует о её местном происхождении. Учёные связывают янковскую культуру с племенами сушэней, возможно, предками народа нивхов, проживающих ныне в Хабаровском крае и на Сахалине. Сходство некоторых элементов культуры свидетельствует о связях сушэней с племенами, населявшими бассейн реки Амур, Корейский полуостров, Забайкалье и Южную Сибирь.
После того как нам сообщили, что на месте древнего поселения в районе озера Лебяжьего работает бульдозер, мы с учащимися 14-й и 24-й школ попытались спасти то немногое, что осталось от памятника. За несколько часов мы собрали внушительную кучу керамики (получилось несколько ящиков) – обломки древних сосудов, замечательно выделанных и орнаментированных. По фрагментам, которые нам удалось собрать на поверхности, видно, что количество сосудов различной формы и выделки превышало две сотни.
Но уже по этим артефактам мы можем судить, что уничтоженное поселение имело свои особенности. Так, сосуды с овальным дном не часто встречаются в янковской культуре, здесь же они в большом количестве. По счастливой случайности наполовину собрался один из таких сосудов, напоминающий современную гусятницу. Несколько найденных фрагментов относятся к более раннему периоду – неолиту, что говорит о многослойности поселения.
Кроме посуды мы нашли хорошо сохранившиеся так называемые пряслица – грузики для первобытного веретена, свидетельствующие о наличии прядения – всего три, к сожалению. Был найден также обломок керамического диска, служащий, вероятно, грузом приспособления для добывания огня или сверления. К сожалению, нам не удалось найти ни одной каменной бусины, которые в этом месте находили ранее на поверхности земли. Из каменных орудий нам достались две каменные мотыги, топор и обломки шлифованных наконечников копий, несколько каменных грузил для сетей. Остальные вещи (думаю, их было намного больше) оказались погребены в бульдозерных кучах культурного слоя. Во всяком случае достойного места в музеях эти вещи уже не займут.
Надо сказать, что в соседнем Китае к подобным памятникам относятся очень бережно, наказание за подобное преступление суровое – вплоть до смертной казни. Начиная с 2014 года мы с ребятами клуба «Прим-Поиск», возглавляемого Василием АНОХИНЫМ, регулярно посещали памятник, собирали подъемный материал, показывали гостям города. Находок было очень много, постоянно попадалось что-то новое.
Люди, которые сейчас видят найденные нами вещи, спрашивают: «Да где же вы раньше были, почему не выкопали это год, два, пять лет назад, ведь памятник известен с 60-х годов прошлого столетия, занесён в реестр памятников, охраняемых государством?!» А нельзя нам копать! Открытый лист на проведение раскопок выдаётся раз в год в Москве, проводить подобные исследования и раскопки имеют право только специалисты-археологи. И не дай бог испортить памятник, больше листа не получишь. Зато вот так трактором можно. Нет памятника – нет проблемы?!
Игорь ПОТАПКОВ, историк, сотрудник ДДЮТЭ