Прошёл первый квартал второго года работы находкинских предприятий в условиях пандемии коронавируса. Для многих мелких компаний минувший год оказался не просто провальным, но и привёл к банкротству.
Как в этих условиях работал основной перевозчик пассажиров — группа находкинских пассажирских автотранспортных предприятий? На этот и другие вопросы мы попросили ответить генерального директора Находкинского ПАТП Алексея ГАШЕВА.
— Алексей Александрович, как сказалась пандемия на вашем бизнесе?
— Минувший год для экономики АТП был очень сложным. В стране повсеместно стали принимать разные меры, в том числе ввели самоизоляцию граждан и удалёнку для многих работающих. Ограничения коснулись многих производств и ведомств, а также учебных заведений, спортзалов и спортивных клубов, что в целом серьёзно отразилось на пассажиропотоке. Мы в свою очередь были вынуждены пересмотреть график движения на некоторых маршрутах, чтобы не «возить воздух». Как результат, март Находкинское пассажирское АТП сработало с убытками.
Если, к примеру, в Перми местные власти по этой причине отчасти компенсировали потери автоперевозчикам пассажиров, то мы не получили ни рубля ни из городского, ни из краевого бюджетов. Единственное, федеральная власть простила нам налоги за второй квартал и получили льготные кредиты. Вот в принципе и всё. Сегодня уже многие эксперты и представители высшего эшелона власти публично признают, что введение всеобщей самоизоляции было ошибочным решением. Когда же ввели тотальный масочный режим, понемногу заработали предприятия и организации, учебные заведения, и нам стало чуть полегче. Несмотря на эти трудности, удалось сохранить численность работающих в группе компаний и среднюю зарплату.
— В предыдущей нашей беседе, говоря об обновлении парка машин, вы сказали о том, что на одной из встреч с перевозчиками пассажиров губернатор Приморского края Олег Кожемяко пообещал компенсировать часть затрат на приобретение новых автобусов. Как выполняются эти обещания?
— В настоящее время администрация Находки совместно с правительством Приморского края рассматривают вопрос, как это сделать. Раз губернатор пообещал, то, надеемся, выполнит свои обещания. А мы за счёт этих средств сможем достроить свои автостанции в Партизанске и Находке. И начнём продавать в них билеты, которые будут дешевле, чем на автовокзалах. И это реально.
В прошлом году Парти-занская автоколонна № 1512 отказалась обслуживать маршрут № 207 Находка-Партизанск. Был объявлен конкурс. Мы приобрели шесть новых автобусов малой вместимости и выиграли конкурс. Сегодня полностью закрываем 207-й своими машинами, а также обслуживаем маршрут № 120 Находка-Боец Кузнецов.
Пока не построена автостанция, билеты, к примеру, во Врангель, Партизанск и Владивосток продаём в собственной автокассе ООО «Ориент-Сервис» на автовокзале. Пусть тут нет комнаты матери и ребёнка, как на автовокзале, зато билет на микроавтобус, в частности, до Владивостока стоит на 100 рублей дешевле, чем в кассе автовокзала. Согласитесь, абсолютному большинству пассажиров комната матери и ребёнка совсем не нужна. Купил билет, сел в автобус и как можно скорее уехал в заданном направлении. У пассажиров появилось право выбора, и многие им с удовольствием пользуются.
— В декабре минувшего года по всем автобусам были расклеены объявления, что с 1 января стоимость проезда, в частности, на городских маршрутах вырастет с 30 до 35 рублей. Но мы видим, тариф на проезд остался прежним. Что произошло?
— Поначалу администрация Находки была согласна на увеличение стоимости проезда. Но к концу года на встрече перевозчиков с главой города Тимур МАГИНСКИЙ попросил оставить тариф на прежнем уровне при том условии, что администрации города примет участие в обновлении парка автобусов. Мы согласились. С нашей стороны нужно было закрепить объём работ, то есть чётко выполнять количество регулярных рейсов и посчитать свои затраты на эти цели. Мы это сделали. Но пока этот вопрос не согласован в администрации.
На городских маршрутах в настоящее время работает около 100 автобусов. Каждый год необходимо обновлять примерно по десять машин большой и малой вместимости. Один автобус обходится в среднем восемь с половиной миллионов рублей. Если приобретать в лизинг хотя бы по пять автобусов в год, то сумма не малая, и, думаю, пойдёт наложение кредита на кредит. Когда работали на южнокорейских автобусах марки «ДЭУ», бэушные машины покупать было гораздо выгоднее. Но правительство России вынудило пассажироперевозчиков приобретать исключительно отечественные автобусы, которые менее комфортны и выносливы.
Тариф поднимать перевозчикам не разрешают, а денег на обновление парка из бюджета не дают. Во Владивостоке этот вопрос решили проще. Администрация краевого центра за счет бюджетных средств приобрела в прошлом году 100 автобусов и отдала их в муниципальное пассажирское АТП. Выделялись компании и дотации из городского бюджета, благодаря чему тариф там до сих пор держится на уровне 28 рублей за одну поездку.
-В конце прошлого года группа компаний Находкинского пассажирского АТП частично перешла на безналичный расчёт в автобусах. Как зарекомендовала эта система?
— Действительно, почти все наши автобусы городских, пригородных и междугородных маршрутов уже укомплектованы терминалами безналичного расчёта. Пассажиры довольны, и кондукторам не в тягость. Раньше не у всех людей была при себе наличка, возникали вопросы, недовольства… А теперь всё просто. И выручка за счёт безнала с каждым днём растёт.
— Сейчас все автобусы оснащены спутниковой системой ГЛОНАСС. Что это даёт?
— В настоящее время аппаратура установлена на всех городских и междугородных автобусах, продолжаем ставить на пригородные. Для этого оборудован специальный кабинет. Наш инженер в любое время суток на экране монитора видит, где находится машина, чем в это время занимается водитель, какая обстановка в салоне. Если вдруг произошло ДТП, видеорегистратор фиксирует ситуацию и в режиме онлайн отправляет информацию на сервер. В результате и нам, и сотрудникам ГИБДД гораздо легче и быстрее разобраться в причине происшествий. Эта система хорошо развита в соседнем Китае, потому что дисциплинирует водителей и пассажиров.
— На многих городских остановках размещены таблички с графиком движения автобусов. Очень удобно: пассажир посмотрел и решил: ждать свой автобус или уехать на другом… Почему бы на всех остановках, в том числе и маршрута № 6, не повесить такие таблички?
— В соответствии с законом о местном самоуправлении в своё время были созданы условия для организации регулярных пассажирских перевозок. Хочу уточнить, этот вопрос должен решать уполномоченный орган в лице местного самоуправления, но не перевозчики. К примеру, маршрут № 2 сегодня обслуживает сразу несколько компаний. И что, каждая из них теперь должна заниматься обустройством автобусных остановок? То же самое и на межгороде.
— Алексей Александрович, какие планы на текущий год?
— За последние годы мы фактически не уменьшили объёма перевозок пассажиров. Наоборот, в прошлом году произошло укрупнение компании за счёт ООО «Ориент-Авто-Люкс», которое выполняет междугородние перевозки. Благодаря слиянию компаний, объёмы перевозок, в частности, на межгороде выросли почти в два раза.
В текущем году, надеюсь, достроим автостанцию в Партизанске. Сейчас там идёт оформление земли в собственность, предстоит выполнить благоустройство территории. В Находке, на принадлежащем нам участке земли рядом с действующим автовокзалом, запланировано строительство автостанции для пригородных сообщений. Но всё опять-таки будет зависеть от того, будут ли выделены АТП субсидии из бюджета на приобретенный подвижной состав. Надеемся, что это произойдёт.
Беседовал Владимир ФЕДОРОВ