На десятый день по Святой Пасхе после Божественной литургии в храмах служится панихида и верующие идут на кладбище «похристосоваться» с умершими, разделить великую радость Пасхи с ними в надежде воскресения, которое возвестил Сам Господь, сойдя во ад с вестью о победе над смертью. Эта весть — радостная, отсюда и «Радоница», слово древнеславянское, означающее радование, радость.
Это и дань благодарного сердца, желающего поделиться своей радостью с хотя и ушедшими, но все равно близкими, всегда присутствующими ближними. Это и неизбывная вера православного человека в победу света над тьмой, жизни над смертью, добра над злом.
Молитва за усопших — наша главная и неоценимая помощь отошедшим в мир иной. Вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, она уже не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа. Домашняя молитва за умерших близких — наш святой долг. Но особую помощь почившим оказывает поминовение в церкви. Во все памятные дни и особенно на Радоницу следует кому-либо из родственников прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения за Божественной литургией.
Весьма полезно на Радоницу и в другие памятные дни жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молитв об усопшем. Во всех храмах существуют особые панихидные столы-кануны, на которые кладут жертвуемую снедь — продукты. Вкушая их, священнослужители молятся о тех, за кого была принесена эта жертва.
Распространившийся же в настоящее время обычай посещать кладбища в самый день Пасхи противоречит древнейшим установлениям церкви: вплоть до девятого дня после Светлого Воскресения поминовение усопших никогда не совершается. Если человек умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину. Воскресение Христово — время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью.
Однажды, в прежние времена, на пасхальной неделе монах Киево-Печерской лавры сошел в пещеры, в которых лежали святые мощи — нетленные останки его предшественников-монахов, чтобы покадить, и в избытке духовного восторга воскликнул: «Отцы и братия, Христос Воскрес!». И услышал в ответ гул голосов: «Воистину Воскрес!». Может быть, этот случай и послужил началом для возникновения на Руси пасхального поминовения усопших.
Пусть и в наших сердцах в эти праздничные дни немолчно звучит радостная весть: «Христос Воскресе!».
Василий КАПИТАНЮК, настоятель храма Рождества Христова